Пищевые красители и добавки их классификация

Пищевые добавки — вещества, добавляемые в технологических целях в пищевые продукты в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения для придания им желаемых свойств, например, определённого аромата (ароматизаторы), цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции и так далее. Некоторые люди стремятся употреблять в пищу продукты без добавок, хотя в строгом смысле слова соль и перец тоже ими являются.

Накануне Пасхи многие хозяйки задаются вопросом: можно ли употреблять в пищу красители для яиц — например, добавлять их в кондитерские кремы? Ведь на упаковке написано, что это «пищевой краситель».

Поделитесь этой новостью //

В качестве закрепляющей основы для красителей используются сода или соль, а сами пигменты применяются только из числа разрешенных в пищепроме.

Сергей Манылов, директор службы технологии и качества: «Яйца имеют поры, через которые краситель может проникать уже к съедобной части. Если это будет какой-то опасный синтетик, который не разрешен в пищевой промышленности, например, тот же эритрозин, то весьма вероятно возникновение каких-либо негативных последствий для здоровья».

Специалисты предупреждают: использовать для окрашивания яиц, например, цветные шерстяные нитки, как часто советуют в Интернете, не стоит, ведь красители там совсем другие, непригодные для еды.

Впрочем, и пасхальные наборы (их фасуют в виде порошка, раствора или таблеток) не так уж однозначно безопасны. Регламент позволяет производителям класть туда какое угодно количество красителя, рекомендуемых норм дозировки нет.

Сергей Манылов: «Вы же красите скорлупу и ее не едите, а выбрасываете. Вряд ли кто-то ее в пищу употребляет, тем более в окрашенном виде».

Для тех пищевых красителей, которые обычно добавляются в еду, уже есть строгие нормативы.

Наталия Рудометова, заместитель директора по научной работе Института пищевых добавок: «300 миллиграммов на килограмм — это вообще общая дозировка. Под эту дозировку подходят и красители, которые получают из природных источников, и те, которые получают химическим синтезом. Но среди всех красителей разрешенных есть группа, для которой установлено ограничение меньшее, то есть, 50 миллиграммов на килограмм».

Читайте также:  Аллергия при грудном вскармливании: причины появления, лечение, диета

Этим особняком стоят красители так называемой саутгемптонской шестерки: тартразин, хилониновый, азорубин, очаровательный красный, понсо и солнечный закат. Они, согласно исследованиям, могут провоцировать гиперактивность у детей, поэтому о наличии таких добавок всегда должна предупреждать этикетка.

Используя для крема или другой пищи пасхальные красители, есть риск накормить себя и близких слишком большим количеством краски, не всегда совсем уж безвредной. Есть ли смысл так рисковать? Чтобы проверить, как ведут себя яичные красители при нетипичном использовании, программа «Живая еда» вместе с кондитером Егором Куликовым провела научно-кулинарный опыт.

Егор Куликов, кондитер: «Приготовим два классических крема. Первый — масляный крем с добавлением небольшого количества молока, он получится более гладкий и нежный, а второй — это белковый крем на швейцарской меренге».

Сначала добавили краситель для яиц на водной основе. Капризный белковый крем просто опал. В масляном виднырасслоения воды и жира. Порошкообразный краситель тоже проявил себя не лучшим образом — он не всегда может удачно размешиваться, остаются крупинки. А вот универсальный гелевый пищевой краситель, который можно применять и для яиц, и в пищу, внешне показал себя идеально.

На вкус белковый крем никак не изменился. Масляный крем, окрашенный гелевым красителем, оказался очень вкусным, краситель вообще не чувствуется. Таким же нейтральным по вкусу оказался пасхальный краситель на водной основе. В составе самого популярного сухого состава для яиц могут быть сода или соль.

Егор Куликов: «В первом креме на швейцарской меренге получилось ужасно, в данном случае такой краситель нам вообще не подходит, крем испорчен, он невкусный. Масляный крем с сухим красителем для яиц при добавлении петрушки и чеснока отлично подойдет к креветкам, семге, но никак не к торту. К сожалению, этот крем также испорчен, есть его нельзя».

Если хотите иметь универсальный краситель для всех возможных применений, а не только к Пасхе, выбирайте гелевый, на котором специально указано, что в пищу его употреблять можно. Можно обернуть яйцо в салфетку и, придерживая над глубокой миской, смело поливать разными растворами, не боясь смешать цвета. Можно насыпать в пакет обычный рис, добавить цвета и как следует потрясти. Крупинки дадут неповторимый, почти мраморный узор.

Читайте также:  Как и что приготовить на правильном питании?

Новости СМИ2

Описание

Калорийность Энергетическая ценность продукта (Соотношение белков, жиров, углеводов):

Белки: ( ∼ 0,04 кКал)

Жиры: 0г. ( ∼ 0 кКал)

Углеводы: 0г. ( ∼ 0 кКал)

Энергетическое соотношение (б|ж|у): 400% | 0% | 0%Пропорции продукта. Сколько грамм?

В 1 ч. ложке 5 г.

В 1 ст. ложке 12 г.

Рецепты с ингредиентом пищевой краситель

  • Зеркальная глазурь
  • Клубничный торт
  • Фисташковый макарон
  • Вишневый макарон
  • Домашний бисквитный тортик с бананом,…
  • Шоколадный чизкейк "Цветы в горш…
  • Зеркальная глазурь без сгущенки
  • Пирожное "Гренни Смит"
  • Крем "Шарлотт"
  • Яйца на Пасху

еще…

Немного истории

Подкрашивать продукты люди начали со времен «старины глубокой».

Древние египтяне подмешивали в еду измельченные корни, цветы и листья растений.

Античная цивилизация взвела кулинарию в ранг высоких искусств.

Шафран добавляли, если хотели придать блюду желтый оттенок. Из Индии торговцы везли синий колер. Добывали его из растения рода индиго.

Некоторые красители получали совсем экзотическим способом. Кармин (красный цвет) добывали из высушенных тел щитковых тлей. На 100 граммов красителя шло двадцать тысяч самок насекомого.

Пурпур — из улиток семейства багрянок (10 000 моллюсков на один грамм!).

Жидкость, выпускаемая каракатицей, давала черный цвет.

Стоимость красителей была баснословной. Позволить себе вкушать подкрашенную пищу могла только знать.

Мода на «разноцветные» продукты сохранялась многие века. В суровом Средневековье для придания хлебу белого цвета в муку добавляли известь или перемолотые в порошок кости.

Дороговизна натуральных красителей, низкая термоустойчивость послужило толчком к поиску замены их на более дешевые и стабильные вещества.

Читайте также:  Жидкая диета для похудения: виды, меню, рецепты

Прорыв в области создания синтетических красителей приходится на XIX век. В 1842 году президент Русского химического общества Николай Зинин синтезировал анилин.

Позже польский ученый Натансон, работавший в России, путем нагревания анилина с дихлорэтаном получил вещество красного цвета. Так появился первый синтетический краситель фуксин.

Сам Николай Зинин нашел дешевый способ получения красителя путем реакции окисления анилина. Открытие позволило поставить производство синтетических красителей на промышленные рельсы. Фуксин покупали французские виноделы для окрашивания своей продукции.

Многие красящие вещества были выделены случайно, в ходе других химических опытов.

В 1856 году молодой ученый из Англии Уильям Перкин задумал из анилина получить противомалярийный хинин. Результатом опытов стала некая черная субстанция, из которой было выделено вещество фиолетового цвета с розоватым оттенком. Из любопытства им покрасили шелк, и имя восемнадцатилетнего химика навсегда вошло в историю. Предприимчивый юноша организовал заводское производство красителя, который получил название мовеин.

Десятилетие спустя немецкие химики Карл Гребе и Карл Теодор Либерман синтезировали ализарин.

В конце века их коллеги Генрих Каро и Адольф Байер разработали методы синтеза индиго, индулина, эозина и других веществ.

Наступила эпоха синтетических красителей.

Как смешивать красители разных цветов

Общее правило для смешивания цветов: используем уже предварительно окрашенные массы и смешиваем их между собой, а не сами красители друг с другом до добавления их в продукт. То есть, если есть красный краситель и синий, а хотим получить фиолетовый, допустим, в шоколаде, то лучше сначала окрасить часть шоколада в красный, вторую часть – в синий, и уже после в отдельной емкости смешивать эти два цвета, доводя таким образом оттенок до желаемого. Это правило не касается разве что глазурей, которые пробиваются в момент добавления красителя блендером: здесь можно понемногу добавлять тот или иной цвет сразу в глазурь, пробивать и корректировать.

И напоследок: экспериментируйте, с какими красителями и продуктами именно вам удобнее работать, написанное выше – всего лишь рекомендации. Ведь в нашем деле всё очень динамично, а для развития нужно совсем немного – любопытство и желание