Деревни левобережья Тобола

Аватар пользователя писарь
Версия для печатиВерсия для печати

Недалеко от Суклема находится центральная усадьба — деревня Ермакова, в стороне, на запад, железнодорожная станция Сетово. Ближе к Тоболу — Подрезова с заброшенной часовней, дальше — Эртигарка, Подъемка. А вот какие деревни перечислены в документах 1799 г.

д. Рычкова, жители с фамилией Замятины;
д. Протопопова, проживают Чепчуговы;
д. Бельцова, с фамилией Кунгуровых;
д. Медянки — 22 дома, фамилия Корниловых;
д. Бизина — 8 домов, все Бизины;
д. Ворогушина — 8 домов с фамилией Русановых;
д. Пушкина — 13 домов, с фамилиями Ермаковы;
д. Подрезова — 8 домов, проживают Пальяновы и Рубцовы;
д. Етигарка — 8 домов, проживают ямщики Мишуковы, крестьяне Моисеевы;
д. Нефедьева — 18 домов, проживает отставной господин прапорщик Павел Александров сын Нефедьев 43 года;
д. Елань — 7 домов, фамилии Сергеевы, Зубковы;
заимка купца Федора Кремлева, живут 14 мужчин и 13 женщин.
Еще деревни: Смородинова, Таратухина, Куимова, Мамеева;
д. Кулига — 6 домов, где живет 31 крестьянин;
д. Карачино, где проживают новокрещеные ясашные крестьяне в 16 домах 110 человек, Красулины и Бурнашевы.

А всего в приходе села Шишкинского, которого более не существует, находилось 162 дома, в них проживало мужчин 514, женщин 556. Из них: отставных офицеров— 5/5 (соответственно мужчин и женщин), купцов и мещан— 6/8, дворовых людей — 101/107, государственных крестьян — 284/298.

Где же те деревни и жители? Православный люд, отстраненный от Бога? Есть рабочие, колхозники, а крестьян не стало...
-
Деревня Шишкина интересна еще тем, что там была первая от Тобольска (по дороге на Тюмень) ямская станция, перекладывали лошадей. Лошадей меняли через каждые 12—15 верст, максимум допускался прогон в 20 верст, а ведь ямщику нужно было вернуться обратно, путь шел по льду рек и от деревни к деревне ставили вешки — таловые прутья для ориентира.

Следующая ямская станция была в Карачино, затем в Худяково. По тому пути не сохранилась замечательная небольшая деревенька Спасовка, а вместе с ней ушла из жизни и деревянная часовенка.

А замечательна была та деревенька ежегодными всесибирскими ярмарками, которые проводили там в конце лета после сбора урожая в Спасов день.

В четырех километрах от нее деревня Худякова, основана тобольскими купцами, стоит на крутом речном обрыве. Имела некогда каменную церковь, а при ней, как рассказывают старожилы, была и приходская школа. В получасе ходьбы — Кутарбитка, где Турбинские юрты, а ближе к дороге — русская Турба. Дальше деревня Бишура со школой-интернатом для умственно отсталых детей.

На восток от Кутарбитки по дороге на далекую Чебургу находится деревня Бобова. Тут погребены несколько сот человек, участвовавших в восстании крестьян 1921 года.

Рассказал мне о том один из работников местной прокуратуры под большим секретом: поскольку восстание было антиправительственным, то его назвали «кулацко-эсеровским мятежом». Эсеров там было, ровно столько же, сколько выходцев из Африки, а уж кого наша власть считала кулаком, теперь доподлинно известно.

Мужики те шли с кольем в руках на пулеметы чекистов, и все до единого полегли. Вечная им память. То, наверное, единственное восстание сибирских крестьян против власти.

Шли здесь и бои в 1919 году, когда армия Блюхера двигалась к Тобольску, а части адмирала Колчака, теснимые, ушли частично на север, частично на Омск. Возле деревни Подъемка до сих пор сохранились окопы.

Далее, по тюменскому тракту, бывший районный центр — Байкалово. Не доезжая до него, чуть в стороне от новой дороги — деревенька Куприно, хотя старые жители говорят, что правильно она называлась Куплено, поскольку место для нее было выкуплено у татар вместе с угодьями. Интересно, что она (деревня) несколько раз переезжала вслед за трактом, который, время от времени меняя направление, уходил в сторону от нее.

Минуя кочующую Куприну, через два часа хорошей ходьбы выходишь к ныне не существующей, но ранее известной и весьма старой деревне Бабасаны.

Упоминается о ней еще в летописи С. У. Ремезова, что «при урочище Бабасаны» произошло одно из крупнейших сражений казаков Ермака и конницы под предводительством племянника хана Кучума — царевича Маметкула. Сражение длилось пять дней и «кони по чрево в крови ходили».

Несомненно, тут есть преувеличение, гипербола сочинителя, как сказали бы мы сейчас, но интересен сам факт сражения пеших русских воинов, которые плыли на стругах, и конников.

Казалось бы, цель — столица Сибирского ханства Искер — близка, казакам ничего не стоило уплыть на своих судах по Тоболу. Но они принимают бой.

Летопись свидетельствует, что при бабасанском сражении Ермак применил окопы, вырытые накануне ночью. Утром, в начале сражения, перед атакой конницы казаки встали над приготовленными заранее траншеями с горящими фитилями и пищалями на сошниках.

Атака. Залп смешал ряды нападающих, и когда дым рассеялся, казаки уже находились в окопах, выставив навстречу несущейся лаве пики. Конники пронеслись, не успев разгадать такого поворота событий, над головами казаков и угодили в находящуюся сзади топь. В этот момент раздался второй залп из вновь заряженных ружей. А затем уже началась рукопашная. Преимущество конного строя Ермак нейтрализовал уловкой с вырытыми окопами.

Ясно, что атаман был не новичок в воинском деле, да и вообще человек не из робкого десятка.
Собирая материал о походе дружины русских первопроходцев (тем более, что урочище бабасанское нигде в описаниях исследователей похода практически не упоминается), в 1984 году с ребятами из туристического кружка мы решили совершить на то знаменательное место ознакомительную экскурсию.

Более всего меня поразило то обстоятельство, что жители близлежащих мест неплохо осведомлены о факте самого сражения. Особых иллюзий, что кто-то из них посвящал свободное от сельхозработ время чтению летописных источников или иной литературы, честно признаюсь, не питал. Но как им известно об этом?

Вывод напрашивался сам собой: сведения о сражении передаются из поколения в поколение. А это — самый надежный первоисточник!

И зря мы порой не доверяем преданиям, былям. Народ лишнего не придумает, разве что приукрасит малость. Но любая легенда имеет под собой надежную основу.

Урочище — это место с преимуществом какого-то вида деревьев над другими, массив. Например, березовая роща, окруженная хвойным лесом. Или наоборот.

Бабасанское урочище представляет собой прекрасный сосновый бор вдоль речки Салаирки. На выходе из него — интереснейшая постройка: изгородь из старых жердей вокруг большого захоронения. Мы стояли у очень древней братской могилы. Она была чуть провалена вглубь, над ней росли огромные, в два обхвата, сосны. Одна упала прямо на захоронение. В длину оградка была около восьми метров и чуть меньше в ширину. Дальше начиналось огромное поле, где, по-видимому, и состоялась сама битва.

У кромки воды Тобола нашли остатки строений деревни. А на другой стороне Салаирки, как бы на острове, по рассказам местных жителей, стояло большое татарское селение Карабаево («черный бай»).

Примерно в километре за деревней мы увидели татарское кладбище, где погребены жители некогда процветавших Бабасан. Невольно возникает вопрос: почему разделены эти два захоронения? Тут можно предположить несколько вариантов.

Первый. Возле урочища были похоронены воины Кучума, погибшие во время сражения. Затем оно стало местом поклонения. У татарского народа подобные места носят названия «якшилар» — хорошие, хорошие люди.
Второй. Погребен кто-то из духовенства. Шейх, святой человек.

Третий. Вариант наиболее шовинистски настроенных сторонников образования татарской сибирской республики. Местные жители, заслышав о приближении Ермака, выкопали глубокую яму, спустились туда и совершили самосожжение. На мой взгляд, подобных мест захоронения, если допустить третий вариант, должно быть значительно больше.

И четвертый. Воины во все времена и у всех народов, если они ведут сражение честным образом, не трогая детей, женщин, стариков, приравниваются к героям. Война — явление кратковременное, а поступки человеческие остаются жить в памяти. К тому же Кучум для сибирцев был чужак, пришелец, захвативший власть за двадцать лет до прихода Ермака. Им же и насаждался ислам. А местное население никогда с русскими не воевало. И еще неизвестно, как они восприняли приход русской дружины.

И пятое предположение основано на том, что народы Сибири, как уже указывалось, были, в основном, язычниками. И, возможно, там, в урочище, находилось священное дерево для жертвоприношений.

Но более достоверные сведения могут дать лишь археологические раскопки в бабасанском урочище.
Переправившись на ту сторону Тобола, попадаешь в русскую деревню Хмелево и Тахтаир, которые практически слились в одну. А в пяти километрах находится некогда процветавшая деревня Ахманай с мечетью на самом берегу. Если говорить о переводе названий этих татарских селений, то и тут однозначного ответа нет. «Ак» — с татарского — белый, «мэнэ» — вижу. Белая коса действительно наводит на мысль, что, видя под солнцем сверкающий берег, а с ним и все селение, хочется воскликнуть: «Какой белый!». Ведь и у русских часто встречаются: Белово, Беляево, Беломоино.

Очень интересен перевод названия Тахтаир. Конечно, в русской интерпретации слово видоизменилось. В основе же названия лежат два слова: «тукта» — стоять, стой, остановись и «ир» — мужчина.
Откуда такое странное название, переводимое дословно: «остановись, мужчина»? Возможно, стоянка мужчин? А не связано ли название с битвой при Бабасанах? Может, именно здесь останавливались воины одного из лагерей? Но слабо верится, чтоб словообразование, давшее название поселению, совпадало со временем сражений, боев.

Зато, по татарским преданиям, имя Тукта давалось в семье ребенку, который рождался четырнадцатым, пятнадцатым или иным по счету, превышающим разумно допустимую величину семьи. Имя Тукта («остановись») и должно было поставить точку в деторождении. Или, наоборот, когда в какой-то семье дети долго не жили, умирали, то отчаявшиеся родители называли вновь родившегося Тукта, как бы заклиная не умирать (остановись, останься).

В таком случае имя собственное и легло в основу названия. Но дело даже не в смысле и правильности расшифровки, а в узнавании обычаев и культуры соседнего народа. Да, верно, и сам народ за последние годы основательно подзабыл многое из своего некогда богатого прошлого.

Не поддается, например, толкованию название деревни Меримы. Единственно допустимая аналогия — с мастерами обработки мрамора — мэрмэрче. Или от «мюрид» — последователь шейха. Известно, что в Меримах жили выходцы из Узбекистана, как они себя называли «бухарцы», «сарты», и название деревни пошло от имени рода переселенцев. Тут, как ив Турбе, до революции находилось медресе, училище для мальчиков.

А название Турбы явно связано с обозначением селения, стоянки, городища — «туры» — селение.

Деревня Карачино также фигурирует в реземовской летописи как поместье визиря Кучума — Карачи. Настоящее имя придворного до нас не дошло, а Карача — «черный, смуглый» — прозвище.

Близ Карачино находится остров, который образуется во время разлива Тобола по весне. На нем по некоторым источникам Ермак с отрядом провели вторую зимовку.

Раскопки здесь проводились тюменскими археологами, но прямого ответа они дать не смогли: может, тут было становище совсем не Ермака, а, например, охотников.

Село Байкалово от «бай» — богатый и «кала»—город, село. Надо сказать, что у татарского населения существуют как бы два языка: казанский литературный и местный сибирский, разговорный. Обучение всегда шло на казанском языке, а дома разговаривали на местном диалекте. Так что сибирские татары — это двуязычный, а включая русский язык, — трехъязычный народ.

Деревня Медянки ранее называлась Сатылган, по имени хана Сатый, который при Кучуме жил со своими людьми в районе нынешних Медянок.

Речка Салаирка, видимо, видоизмененное от «заир» – пришедший на кладбище помянуть.

Основаны на собственных именах людей и названия двух других, упомянутых уже селений: Бабасаны, «ба» – старый, «Хасан» — имя человека. Кутарбитка — «кутыр» — человек с корявым лицом, «бек» — князь. Первоначально было Кутарбек.

Думается, что по названиям деревень легко восстановить местожительство основных татарских родов, которые располагались по берегам Тобола, Иртыша, Вагая.

Источник: Тобольский хронограф. — Омск: Омское книжное издательство, 1993 г.

Метки: Разделы: 

Похожие материалы

Просмотры Дата создания Тип Автор
История Тобольска в датах 5,559 10.04.2012 Публикация писарь
Старые фото Тобольска 7,060 13.04.2012 Альбом писарь
Названия старого Тобольска 5,226 13.04.2012 Публикация писарь
Подземные ходы Тобольска 3,293 18.04.2012 Публикация писарь
Искер — старый город 3,203 18.04.2012 Публикация писарь
Тобольская духовная семинария 2,687 01.05.2012 Публикация писарь
Архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам Петров 1,417 01.05.2012 Публикация писарь


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама