Влияние Российско-американской компании на этническую самоидентификацию коренного населения Америки*

Аватар пользователя писарь
Версия для печатиВерсия для печати

Головко Е.В.,
к.филол. н., заведующий отделом народов России Института лингвистических исследований РАН, профессор факультета этнологии Европейского университета

Один из центральных вопросов современной социальной антропологии сводится к выявлению роли государства, бюрократии, ученых в конструировании этничности. Современные этнические термины сформировались на протяжении последних двух веков, с образованием «национальных государств» (nation state), и являются весьма условными - это относится, пожалуй, ко всем без исключения известным сегодня народам.

Если говорить о положении групп коренного населения, то каждая из тех, что мы знаем сегодня под именем алеутов, эскимосов, чукчей, коряков, юкагиров, эвенов и т.д., в свою очередь состояла из нескольких территориальных групп, не осознававших свою принадлежность к более крупным этническим единицам. Русские, продвигаясь на восток и облагая коренное население пушным налогом, переписали коренных жителей, распределили их по «национальностям» и далее по группам («родам»). В один «род» часто попадали совершенно не связанные друг с другом семьи и стойбища. В более позднее время этническая терминология несколько раз менялась, и в наши дни от первоначального этнического распределения XVII века не осталось почти ничего.

Особый интерес в этом отношении представляют те случаи, когда в результате колонизации появлялись группы населения, не укладывавшиеся в стандартные этнические схемы. Рассмотрим один из способов решения российским государством «этнической проблемы» на колонизованной территории Северной Америки. Речь идет о появлении в XIX веке так называемых креолов - потомков от браков русских промышленников с местными женщинами (прежде всего алеутскими на Алеутских островах и юге Аляски, а также с эскимосскими женщинами на о. Кодьяк. Дети от этих браков, а также все их потомки в соответствии с правилами, принятыми в Российско-американской компании (РАК), получали официальный статус «креолов»[1] (см., напр., Wrangell 1980 [1839]: 15). Креолы в Русской Америке были не только (и не столько) смешанным населением, сколько особой социальной категорией. Руководство РАК с конца XVIII века уделяло пристальное внимание формированию креольской прослойки в колониях. Эта прослойка, по выражению К.Т. Хлебникова, должна была составить «звено в соединении россиян с островитянами» (Русская Америка 1979: 67). Если в 1821 году, когда креолы были выделены в особое сословие (приписываемое к сословию мещан), их насчитывалось, по официальным данным, около 300, то к 1861 году их число увеличилось до 1896 человек (Ляпунова 1987: 118). Благодаря своему статусу, креолы имели хорошие возможности продвижения по службе. К 30-м гг. XIX века они занимали многие должности, типичные для «среднего класса»: управляющие островами и промыслами, мастеровые, учителя, лица духовного звания. Уже в первые десятилетия XIX века креолы превратились если не в доминирующую группу, то, несомненно, в опору и движущую силу РАК (Федорова 1973; Членов, Крупник 1987: 161).
____________
* В докладе представлены некоторые результаты проекта Creole Communities in Northeastern Siberia: An Ethnographic Study of Ethnic Identity, Social Status, and Political Power, финансировавшегося National Science Foundation (США), грант ОРР-9727102 (1998-2001). Основные выводы исследования представлены в книге (Бахтин, Головко, Швайтцер 2004).

После того как был узаконен статус креолов и введено «колониальное гражданство» для промышленников, на территории, подчиненной РАК, этому своего рода государству в государстве[2], возникли три сословия: промышленники, креолы, алеуты. В данном случае и креолы, и алеуты предстают именно как сословная принадлежность: по существу все они были разных «разрядов» рабочими РАК, получавшими определенное жалованье. Экономическое положение креолов было несколько менее выгодным, чем промышленников, но значительно более выгодным по сравнению с алеутами[3]. И промышленники, и креолы получали от компании спецодежду, боеприпасы, пенсию по достижении определенного возраста. После выхода на пенсию компания поселяла их (с предоставлением жилья) в одном из заранее определенных мест (подробнее см.: Agrafena's Children 1993; Arndt 1996). В данном случае экономический фактор сыграл чрезвычайно важную роль в формировании «креольской» этнической общности. С другой стороны, нельзя не заметить и «обратной связи»: экономический фактор был «вовремя» добавлен к уже начавшейся складываться этнической структуре[4].

Следует особо подчеркнуть, что название «алеут» во времена РАК перестало обозначать собственно группу с соответствующим языком и культурой - ту, которая нам известна из ставшего классикой этнографического описания И.Е. Вениаминова (1840), - но получил гораздо более широкое толкование (Крупник, Членов 1987: 47). Тот факт, что не только появилась новая социальная прослойка креолов, но и термин «алеут» во времена РАК стал отражать именно социальную категоризацию, подтверждается случаями перехода конкретных «алеутов» в разряд креолов. Так, Л.С. Блэк упоминает о назначении алеута Касьяна Шаяшникова управляющим промыслами на островах Прибылова с одновременным переводом его в креолы (Black 1980: xxvi); точно так же креолы, получив должность, предполагавшую наличие в подчинении русских промышленников, превращались в «нормальных» российских подданных (см. пример с Григорием Терентьевым там же). Отмечены случаи, когда (особенно в начале правления РАК) лица, не имевшие русских предков, учились в России, затем работали на РАК и назывались креолами (Люрман 2001: 179)[5].

«Алеутами» во времена РАК стали не только шесть-семь групп населения (см. самоназвания в работе: Bergsland 1959), говорившего на идиомах, в лингвистической классификации считающихся диалектами алеутского языка, и жившего на Алеутских островах и на юго-западной оконечности полуострова Аляска, но и разнообразные группы коренного населения, попавшие в сферу юрисдикции РАК: современные тихоокеанские эскимосы (коняги и чугачи), небольшая часть эскимосов группы центральный юпик, возможно, и другие. Несмотря на то, что научные классификации (в основе которых лежат прежде всего языковые данные) относят упомянутых конягов и чугачей к эскимосам, сами упомянутые группы до сих пор настаивают на своей алеутской идентичности и используют при этом соответствующее самоназвание. В США такой способ идентификации сегодня учитывается на административном уровне: упомянутые группы официально числятся «алеутами». Такая самоидентификация помимо изначальной лояльности по отношению к РАК базируется сегодня на определенных (сходных) формах социальной организации, православной религии (подробнее см.: Black 1992), адаптированных русских культурных традициях (начиная от приготовления определенных блюд и заканчивая русскими именами и фамилиями). Эти традиции сознательно противопоставляются более поздним, «неисконным» - американским. Интересно, что в данном случае отсутствие какого-либо общего «исконного» языка совершенно не смущает современных «алеутов» - языковой признак не играет никакой роли в их самоидентификации (правда, сегодня большинство упомянутых групп говорит преимущественно по-английски - их «коренные» языки исчезают). Единственным «общим» языком во времена РАК мог быть русский язык или, скорее, какой-то вариант русского языка, наподобие того, что в креолистике принято называть интер-языком (interlanguage)[6].

После продажи Аляски США и прекращения деятельности РАК тщательно выстроенная колониальная сословная система была разрушена. На территории США алеуты, креолы и даже некоторые русские попали в разряд «нецивилизованных племен»[7]; в 1915 году всех их приравняли в правах к американским индейцам и отдали под опеку Бюро по делам индейцев (Ляпунова 1987: 139). Все население Командорских островов, оказавшееся на российской территории, было похожим образом приписано к инородческому. Резкое изменение социально-политической и экономической ситуации привело к исчезновению креолов «как класса»: сначала это произошло на официально-бюрократическом уровне - ни в США, ни в России креолов отдельной «национальностью» не посчитали, - а затем постепенно и «на самом деле». После того как креолы в двух разных странах оказались «переписаны» соответственно в «индейцев» и «инородцев», они превратились в «вымерший народ», чье «славное прошлое» находит отражение в рассказах современных информантов. Происхождение «из креолов» до сих пор считается престижным среди алеутов Командорских островов.

В случае с креолами Русской Америки уникальным является еще и то, что в одном случае (на о. Медный - входит в группу Командорских островов) язык обособленной креольской группы (а язык, несмотря на имеющиеся исключения, представляет собой один из важнейших инструментов самоидентификации) оказался производным от социального статуса (приписанного сверху, но охотно воспринятого) не только в социолингвистическом отношении, но и в структурном (о возможных механизмах появления этого интересного языка см. Golovko 2003).

Представленный выше материал является хорошей иллюстрацией сложных процессов самоидентификации, демонстрирует роль внешних факторов (государство, бюрократия, научные классификации, переписи населения, сеть музеев; см. Андерсон 2001[1991]) в создании и изменении саморепрезентации группы как этнической.

Литература

1. Андерсон 2001 [1991]: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2001.
2. Бахтин, Головко 2004: Бахтин Н.Б., Головко Е.В. «Разве мы виноваты, что так пишемся?» Смешанные этнические общности северо-востока Сибири в официальных классификациях // Studia Ethnologica: Труды факультета этнологии. СПб.: изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2004. С. 61-97.
3. Бахтин, Головко, Швайтцер 2004: Бахтин Н.Б., Головко Е.В., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания. М.: Новое издательство, 2004.
4. Вениаминов 1840: Вениаминов И.Е. Записки об островах Уналашкинского отдела. Ч.1-Ш. СПб., 1840.
5. Головнин 1965: Головнин В.М. Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 годах. М.: Мысль 1965 [СПб., 1822].
6. История Русской Америки 1997-1999: История Русской Америки, 1732-1867. Т. 1-3 / Под ред. Н.Н.Болховитинова. М.: Международные отношения, 1997-1999.
7. Каппелер 1997: Каппелер А. Россия - многонациональная империя: Возникновение, история, распад. М., 1997.
8. Крупник, Членов 1987: Крупник И.И., Членов М.А. Алеуты Командорских островов: Проблемы этнографического изучения // Полевые исследования Института этнографии.1983. М.: Наука, 1987. С. 45-55.
9. Люрман 2001: Люрман С. От алеутов и креолов у черным и белым: южная Аляска между империями // Ab Imperio. 2001. №3. С. 169-190.
10. Ляпунова 1987: Ляпунова Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории. Л.: Наука, 1987.
11. Русская Америка 1979: Русская Америка в неопубликованных записках K.T. Хлебникова / Сост. Р.Г. Ляпунова и С.Г. Федорова. Л.: Наука, 1979.
12. Русская Америка 1985: Русская Америка в «Записках» Кирила Хлебникова: Ново-Архангельск / Сост. С.Г.Федорова. М.: Наука, 1985.
13. Федорова 1973: Федорова С.Г. Этнические процессы в Русской Америке // Национальные процессы в США. М., 1973.
14. Членов, Крупник 1987: Членов М.А., Крупник И.И. Командорские алеуты: особенности формирования и преемственность этнической культуры // Рациональное природопользование на Командорских островах. М.: Изд. МГУ, 1987. С. 157-165.
15. Agrafena's Children 1993: Agrafena's Children: The Old families of Ninilchik, Alaska. Ed. by W.Leman. Hardin: Montana: Agrafena Press, 1993.
16. Arndt 1996: Arndt K.L. «Released to Reside Forever in the Colonies»: Founding of a Russian-American Company Retirement Settlement at Ninilchik, Alaska // Adventures through Time: Readings in the Anthropology of Cook Inlet, Alaska. Proceedings of a Symposium. Compiled and Edited by N.Y.Davis and W.E.Davis. Cok Inlet Historical Society. 1996. P. 237-250 [первоначально опубликовано в сборнике: Agrafena's Children 1993].
17. Bergsland 1959: К. Bergsland. Aleut Dialects of Atka and Attu // Transactions of the American Philosophical Society. 1959. New Series. Vol.49. Part.3. P. 3-128.
18. Black 1980: Black L.T. Introduction // The Journals of Iakov Netsevetov: The Atkha Years, 1828-1844 / Translated, with an Introduction and Supplementary Material by L.T.BIack. Kingston, Ontario: The Limestone Press, 1980.
19. Black 1990: Black L.T. Creoles in Russian America // Pacifica: A Journal of Pacific and Russian Studies. 1990. Vol.2. №2 (Russian America: The Forgotten Frontier). P.142-155.
20. Black 1992: Black L.T. Russian Orthodoxy in Alaska // Northern Religions and Shamanism (Ethnologica Uralica 3). Ed. by M.Hoppal and J.Pentikainen. Budapest: Akademiai Kiado/ Helsinki: Finnish Literary Society, 1992. P. 100-107.
21. Golovko 2003: Golovko E. Language Contact and Group Identity: The Role of "Folk' Linguistic Engineering In: The Mixed Language Debate. Ed. by Y.Matras and P.Bakker. Berlin; New York: Mouton de Gruyter), 2003. P. 177-209.
22. Luehrmann 2002: Luehrmann S. Alutiiq or Russian? The CreoleCommunities of the Kodiak Archipelago, Alaska. Paper read at the Annual Meeting of the American Anthropological Association. New Orleans, Louisiana. November 20-24, 2002.
23. Slezkine 1994: Slezkine Y. Arctic Mirrors: Russia and the Small Peoples of the North. Ithaca and London: Cornel University Press, 1994.
24. Vinkovetsky 2001: Vinkovetsky I. Circumnavigation, empire, modernity, race: The impact of round-the-world voyages on Russia's imperial consciousness // Ab Imperio. 2001. Nos. 1-2. P. 191-210.
25. Wrangell 1980: Wrangell F.P. Russian America: Statistical and Ethnographic Information. With additional material by K.E.Baer/Translated from the German edition of 1839 by M.Sadouski. Ed. by R.A.Pierce. Kingston, Ontario: The Limestone Press, 1980.

Примечания

1. До сих пор неизвестно, кто ввел в употребление этот термин по отношению к части населения Русской Америки. Самый ранний случай его использования отмечен в церковной книге о. Ситка за 1816 год, первое печатное упоминание зафиксировано в работе (Головнин 1965 [1822]) (Black 1990: 142-143).
2. Существует мнение, что Русская Америка не была просто еще одним этапом покорения Сибири, а оформилась в заморскую колонию по модели, уже примененной другими колониальными державами (см., напр.: Vinkovetsky 2001; Люрман 2001: 171, 175).
3. По распоряжению Главного правления РАК (1818 год) промышленники получали «по 300 рублей жалования и по одному пуду муки в месяц» (Русская Америка 1985: 67); алеутам за ту же работу платили в пять раз меньше: им полагалось «за промышленных зверей пятую часть положенной цены по таксе, со всеми промышленниками в генеральном контракте поставленной» (там же: 69). По данным К.Т. Хлебникова, в 1825 году на островах Св. Георгия и Св. Павла было (мужчин) 7 русских, 6 креолов и 65 алеутов; из них на жаловании РАК находились все семь русских, все шесть креолов и только четыре алеута (Русская Америка 1979: 202-203); подробнее об экономических отношениях в Русской Америке см.: (История Русской Америки 1997-1999).
4. При этом, как отмечает С. Люрман (2001: 182), в описаниях креолов, оставленных русскими путешественниками в XIX в., заметно предубеждение не только против всех инородцев, но и против любого смешения: креолов считают ленивыми, склонными к злоупотреблению спиртными напитками, физически слабыми. Разумеется, они оцениваются с точки зрения их отдаленности от европейского образа жизни, исходя из господствовавших тогда представлений о том, что им еще только предстоит пройти весь путь к «просвещенности» под присмотром более цивилизованных русских (Slezkine 1994: 47-72; Каппелер 1997: 125-126).
5. Только в конце правления РАК ситуация стала меняться. Компания рекомендовала креолам отправлять своих сыновей с охотниками в партии для обучения промыслу, что встретило сопротивление со стороны родителей. Смена политики объяснялась тем, что число креолов стало значительно больше того, чем требовалось РАК (см. подробнее: Люрман 2001: 180).
6. Скорее, «исконным» (но исчезнувшим) языком современные «алеуты» полагают русский: чрезвычайно престижным считается знание молитв на русском языке, с особой почтительностью они относятся к письменности на основе кириллицы, которая была введена И.Е. Вениаминовым в XIX веке (предпринимаются даже попытки ее возрождения).
7. Приписывание креолов к «белым» или «нецивилизованным», вероятно, зависело от места и образа жизни (Люрман 2001: 178). Точных сведений на этот счет нет, однако по косвенным данным можно предположить, что большая часть «бывших» креолов все-таки попала в разряд коренного населения (Luehrmann 2002).

Источник: Лаврентий Алексеевич Загоскин и исследования Русской Америки. Экспедиции и путешествия российских исследователей в международном контексте: к 200-летию со дня рождения русского путешественника и общественного деятеля Л.А. Загоскина: материалы международной научно-практической конференции 22-23 мая 2008 г. / Рязань, 2008.

Метки: Разделы: 

Похожие материалы

Просмотры Дата создания Тип Автор
Русская Америка: отражение историко-географического феномена в отечественном менталитете 1,025 22.06.2012 Публикация писарь
Сообщение о перспективах поиска первых русских поселений на Аляске 2,280 22.06.2012 Публикация писарь
Значимость открытий российских промысловых экспедиций середины - второй половины XVIII века в Тихом океане и Северной Америке 1,543 22.06.2012 Публикация писарь
«По следам II Камчатской экспедиции». Поиск свидетельств о пропавших у берегов Аляски моряках пакетбота «Св. Павел», 1741 г. 1,675 26.06.2012 Публикация писарь
Нарративы в культуре северных Атабасков 845 07.07.2012 Публикация писарь
Открытие Русской Америки американцами 981 07.07.2012 Публикация писарь
Отечественная Академия наук и научное изучение народов Аляски последней четверти XVIII - первой половины XIX вв. 1,048 07.07.2012 Публикация писарь


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама