Сообщение о перспективах поиска первых русских поселений на Аляске

Аватар пользователя писарь
Версия для печатиВерсия для печати

Филин П.А.
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева

Проблема поиска первых поселений русских первопроходцев на Аляске до начала ее регулярного освоения во второй половине XVIII века[1] волновала несколько поколений отечественных историков. Эта проблема является одной из наиболее загадочных и интригующих страниц великих русских географических открытий.
Теме первых русских поселений на Аляске посвящена достаточно обширная библиография. Среди историков, занимавшихся этой проблемой, следует особо подчеркнуть работы А.Е. Ефимова[2], М.Б. Черненко[3], С.Г. Федоровой[4], А.Л. Биркенгофа[5], Л.М. Свердлова[6], А.В. Постникова[7]. Изучали эту проблему и зарубежные историки Т. Фарелли[8], Д. Рэй[9] и др.

Еще в первой половине XVIII века было собрано большое число известий от племен, населявших Чукотский полуостров (чукчей и эскимосов), о том, что на «Большой земле» (так в первой половине - середине XVIII в. называли землю за чукотским мысом) имелось русское поселение. В течение XVIII - начала XIX вв. неоднократно предпринимались попытки найти это поселение. Одной из первых попыток была неудачная экспедиция 1728 г. служилых Афанасия Мельникова и Василия Щипицына «до оные Большие земли».[10]
В 40-60-х гг. XVIII в. сведения о проживающих на «Большой земле» бородатых людях, нравами и обычаями похожими на русских, получены сотрудниками Великой Северной экспедиции - Георгом Стеллером[11], Мартыном Шпанбергом[12], Герардом Миллером[13], также служилыми людьми Иваном Гребешковым, Леонтием Вершининым и Федором Лобашковым[14].

Новый этап поступления информации о поселении связан с картой, составленной Николаем Дауркиным, хорошо образованным чукчей[15], который в 1765 г. на основе опросных данных составил карту «Северо-восточной Асии и Северной Америки». На этой карте изображено побережье Аляски, река Хеуверен и крепость в устье этой реки (рис. 1).

Сам Дауркин в первом варианте карты не соотносил поселение на Хеуверене с русским поселением, но в дальнейшем именно с этой рекой и этой крепостью ассоциировалось русское поселение. Найти это поселение в 1779 и 1791 г. пытался казачий сотник Иван Кобелев. В ходе своих путешествий он собрал дополнительные сведения от местных жителей о поселении русских. В своем журнале Кобелев пишет: «На оном острову (острове Крузенштерна) главной старшина, именуемой Каймуня Момахунин, объявил о себе якобы он природою американец, и родился в земле американской, а со временем переселились на оной остров. Он между разговорами объявил якобы на американской земле по реке Хеврене острожке называемом Кымговеи, жительство имеют российские люди, разговор имеют по российски ж, читают книги, пишут, поклоняются иконам, и прочая собою от американцев отменны ибо у американцев бороды редкие, а и те выщипывают, а у живущих де там россиян бороды густые и большие»[16] (рис. 2).

Рис. 1. Фрагмент карты Н. Дауркина
Рис. 1. Фрагмент карты Н. Дауркина

Рис. 2. Изображение укрепления на карте Дауркина 1765 г. (Федорова С.Г. К вопросу... С. 98)
Рис. 2. Изображение укрепления на карте Дауркина 1765 г. (Федорова С.Г. К вопросу... С. 98)

В дальнейшем река Хеуверен (Хеверен, Хуверен, Хеврон, Хутор Верен и др.) изображалась на многочисленных картах Аляски - Кобелева (1779), Шелихова (1791) (рис. 3), Сарычева (1812), Коцебу (1816) и др.

В 1795 г. прославленный миссионер русской православной церкви монах Герман в письме от 22 мая 1795 г. игумену Валаамского монастыря Назарию сообщал о загадочных русских, со времен Ивана Грозного проживавших на Аляске[17]

Активные поиски русского поселения велись в начале XIX века. Практически всем экспедициям по обследованию побережья Аляски в задачу ставился поиск потерянного поселения. По мнению историка А.В. Постникова легенда о русском поселении во многом подталкивала руководство Российско-американской Компании к активным действиям по обследованию Аляски, особенно территории севернее Алеутских островов.

В 1817 г. рассматривая инструкцию В.М. Головнину в связи с его предстоящим кругосветным плаванием на шлюпе «Камчатка», Государственный Адмиралтейский департамент включил в эту инструкцию: «В Беринговом проливе на американском берегу против губы Св. Лаврентия, по уверению чукчей, находится пространный и глубокий залив, близ коего живет особый род людей, не похожий на американцев, у коего по сказанию чукчей есть и книги и образа, которым молятся. Сей залив, во время бывшей там экспедиции капитана Биллингса, капитан Сарычев намерен был осмотреть; но позднее время и противные ветры тогда ему воспрепятствовали, а по сему желательно было бы в случае нахождения Вашего в тех местах, ежели время позволит, исполнить тогдашнее намерение г. Сарычева». В.М. Головнин до этих мест не дошел[18].

Рис. 3. Фрагмент карты Шелихова
Рис. 3. Фрагмент карты Шелихова

Первым известным европейцем, проникшим в бассейн Кускоквима, был Петр Корсановский (1818), который выполнял «секретное» задание - поиск русского поселения. В его дневнике есть запись беседы с кускок-вигмютом (эскимосом с реки Кускоквим) Кылымбаком, который во время своих дальних путешествий на север от Квихпака (Юкона) встречался с бородатыми людьми, одетыми в троеклинки, выделанные из оленьих кож, высокие сапоги и вооруженные медными мушкетонами[19]. Участники этой экспедиции высказывали предположения о том, что если и было поселение русских, то сами жители могли смешаться с местным населением и не отличаться от него ни видом ни культурой. «Хотя мы давно подозреваем, что в Америке живут одноземцы наши, но нельзя полагать, что люди сии, прожившие 170 лет между дикими племенами сохранили прежнюю степень образованности. Французский капитан Пажес, путешествовавший во внутренности Америки, доставил нам сведения, что одноземы его прожив там только 60 лет между дикими американцами, не токмо приняли обычай их, но даже позабыли отечественный язык свой»[20].

В 1821 г. лейтенанту А.П. Авинову[21] была поставлена задача, среди прочих, найти русское поселение на берегах Аляски между мысом Нъюхэм и заливом Нортон. По результатам исследований Авинов и его команда пришли к выводу, что этого поселения не существует, хотя в ходе общения с местными жителями они получили ряд глухих сведений о русских.[22]
В 20-х гг. XIX в. река Хеуверен исчезает с карт Аляски (по всей видимости, после описи адмирала Литке 1828 г.).
По вопросу соотнесения р. Хеуверен с той или иной рекой Аляски были выдвинуты следующие версии:

1) р. Юкон (Л.С.Берг[23] А.Е.Ефимов[24]),
2) р. Коюк (Л.М.Свердлов[25], С.Г.Федорова[26]),
3) р. Кузитрин (S.R.Tompkins[27], М.Б.Черненко[28]), карты к плаваниям Г.А. Сарычева (1802), Ю.ФЛисянского (1805), Коцебу (1816)).

По поводу времени основания поселения русских историки сформировали три версии:

1) Поселение основано во времена Ивана Грозного.[29]
2) Возможно, поселение основали люди с пропавших кочей экспедиции Федота Алексеева - Семена Дежнева в 1648 г. Эту версию высказал А.Е. Ефимов[30]. Правда, автор допускал возможность, что это могла быть какая либо другая экспедиция.
3) Возможно, поселение основала неизвестная экспедиция в третьей четверти XVII в. (С.Г. Федорова[31]).
Л.М. Свердлов обосновывает версию, что поселение основали люди из экспедиции Тараса Стадухина 1666-1668 гг.[32]

Все историки сходятся во мнении, что такое поселение вполне могло существовать, и начало освоения Аляски русскими возможно вести с XVII века.

Тем не менее, само поселение, несмотря на ряд попыток, так и не было найдено.

Но так ли это на самом деле?

Сведения об укрепленном поселении в устье Юкона

В 1842-1844 территорию бассейна рек Квихпак (Юкон) и Кускоквим по заданию Русско-Американской компании тщательно исследовал лейтенант Лаврентий Загоскин[33].

В ходе последнего этапа экспедиции (сплав в дельту Юкона летом 1844 г.) Л. Загоскин обнаружил и дал краткую характеристику разрушенного укрепленного поселения. Читаем Л. Загоскина: «17 июня... Апхун[34] к стороне моря имеет два устья; одно почти прямо на север, другое к SO 80. Приморская низменная, потопляемая приливами дельта простирается от разделения рукавов. Протяжение Апхуна по главному направлению к NO 50 около 20 миль. В 7 милях[35] не доходя восточного его устья, на правом берегу фут[36] 20 высоты находится зимняя одиночка паштольцев, называемая Аимгиагмют; вблизи ее на том же берегу заметно поросшее травою, полуразрушенное земляное укрепление, в котором, по рассказам паштольцев, укрывались их деды от нападения магмютов[37]. Форма укрепления круглая, до 20 сажень[38] в поперечнике, высота вала местами до 5 фут, толщина около 4; земля на насыпи была брата из нутра, со всего огражденного пространства (выделено авт.)»[39].

Дополнительные сведения об укреплении можно почерпнуть из неопубликованных дневников Л. Загоскина, частично цитируемых в работе А.В. Постникова[40] Судя по информации из дневников, на протоку Апхун Л. Загоскину указал байдарочник селения Икогмют П.М. Глазунов, по которой Л. Загоскин добрался «до одиночки Паштольцев, называемой Аимгагиагмют, где виднеются остатки как бы некоторого рода крепости, состоявшей из окопа и земляного вала (выделено авт.)»[41] (рис. 3, 4). А.В. Постников отмечает, что эта крепость по свидетельству Глазунова, подтвержденному информацией, собранной Л. Загоскиным, играла заметную роль в истории местных племен. Так, «Паштольцы сказывают, что в былые годы Чнаг-мюты воевали с Магг-Мютами и разбитые на голову укрылись в эту крепость, которая впоследствии была разрушена неприятелями».[42]

Труды Л. Загоскина отличается высокой степенью достоверности информации. Сомневаться в том, что Л. Загоскин видел остатки укрепления, не приходится. Странно, что на эти указания Л. Загоскина никто из историков до сих пор не обращал никакого внимания.

Вопрос заключается в следующем - кто мог построить это укрепление?

Консультации с археологами

В ходе консультаций с ведущими археологами России и США определено, что прибрежные жители Аляски (в данном случае племена эскимосов - юпиков) никогда не строили земляных укреплений. Подобные укрепленные поселения не зафиксированы ни в местной устной истории ни в ходе археологических работ, что делает свидетельство Л. Загоскина крайне любопытным.

С целью атрибуции укрепленного поселения автор вступил в переписку с американским археологом Кеном Праттом (Ken Pratt), который являлся директором программы по выявлению и регистрации на Аляске исторических мест, связанных с национальной культурой аборигенного населения при Американском бюро по делам индейцев. В соответствии с данной программой на Аляске проводятся исследования исторических мест (поселения, в т.ч. заброшенные, кладбища, др.), которые в дальнейшем вносятся в качестве приложений к т.н. Закону об урегулировании исков коренного населения Аляски 1971 г. (Alaska Native Claims Settlement Act)

- юридическому акту, определявшему права коренных жителей на землю. В соответствии с указанным законом в случае обнаружения исторических мест, их местоположение должно быть зафиксировано на карте, подготовлены исторические данные на основе опросов старожилов, других этнографических и исторических источников и проведено археологическое обследование. Отметим, что из более чем 1,5 тыс. записей старожилов по свидетельству Кена Пратт нет ни одной записи, содержащей хотя бы намек на существование у эскимосов укрепленных поселений.

В 1985 г. под руководством Кена Пратта в низовья Юкона проводились полевые исследования по выявлению и фиксации как существующих, так и заброшенных эскимосских поселений в рамках указанной программы. В ходе экспедиции в нескольких километрах выше современного поселка Котлик по р. Апхун были зафиксированы остатки заброшенного поселения эскимосов-юпиков, которое местное население называло «Ayemqerraq». Данное поселение было обследовано и внесено в приложение к Соглашению о землепользовании аборигенов Аляски под номером АА-10067 под названием «Ahymkirarmiut». Местоположение и название поселения полностью совпадают с описаниями Л.Загоскина. По данным Кена Пратта окружающая местность в районе поселения выглядит как холм высотой 20 футов над уровнем Юкона (совпадение с указанием Л. Загоскина - авт.), поросший травой, на котором прослеживаются как минимум три полуподземных жилища. Никаких следов фортификации обнаружено не было. Археологические работы (раскопки и шурфовка) на памятнике не производились. Вторая часть поселения, немного вверх по реке размещается в низменной болотистой местности с растительностью, которая свойственна для мест, где раньше размещались стоянки/жилища людей. На этой территории не было обнаружено видимых культурных остатков (к примеру, строений), тем не менее, на одном из участков размытого грунта в зоне предполагаемой заселенной территории была найдена ржавая самодельная металлическая ложка.

Местные устные данные (опросы старожилов) свидетельствуют о том, что Ayemqerraq был старинным поселением, появившимся до активных контактов племен с русским на этой территории, начавшихся с 1832 г. Имеется предположение, что поселение играло определенную роль в междоусобных войнах, которые часто именуются среди местных жителей как «войны со стрелами и дубинками» («bows and arrows wars»). Устные источники фиксируют существование поселения как минимум до 1910 года.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили надежность сведений Л. Загоскина, те не менее, само укрепленное поселение в ходе полевых работ обнаружено не было. По мнению Кена Пратта сведения Л. Загоскина делают работы на данной территории очень перспективными.

Укрепленное поселение, описанное Л. Загоскиным, (круглой формы диаметром 40 м, обнесенной валом высотой 1,5 м, шириной 1,2 м) характерно для многих среднерусских и сибирских городищ - острогов и полностью вписывается в русскую традицию. При этом, такая форма поселения не вписывается в традицию строительства укрепленных поселений РАК (артелей и редутов). Последние были обычно квадратной или прямоугольной формы и без земляных укреплений.

Рис. 4. Ориентировочное местоположение укрепленного поселения
Рис. 4. Ориентировочное местоположение укрепленного поселения

Исторические комментарии

Впервые Апхун посетил в 1832 г. креол А. Глазунов. «В 1832 году лейтенанту Розенбергу было поручено описать все устья Квихпака (местное название р. Юкон - авт.). Не успев в своем предприятии, он посылал креола Глазунова на байдарках для осмотра. Глазунов, войдя в Квихпак северным его устьем Апхуном, спустился по Квихлюаку миль на 30, но до взморья не доезжал. Им замечены многолюдные туземные селения: Ттыгужек, Мамихпак, Квихлюак и Нугульхвагвик».[43]

После Л. Загоскина в 1863 г. в этом районе бывал квихпакский миссионер иеромонах Илларион. В своем журнале Илларион отмечает, что побывал в поселении Аикхагмют 8 июля, где «во время обычной беседы с жителями я узнал, что у них есть и не крещеные. С последними я довольно беседовал о вере христианской и по их желанию вечером окрестил 9 взрослых мужчин и одного 12-летнего мальчика; женщины были все крещеные».[44] Снова никаких сведений об укрепленном поселении. Возможно, жители уже не помнили или не хотели помнить об этом укреплении.

Почему Л. Загоскину в ходе опросов местные жители сказали только о том, что в этом укреплении прятались жители Паштоля от Магмютов и не дали никаких намеков на русских? Возможны следующие объяснения:
1. Источники говорят о том, что русские активно ассимилировались местным населением и, возможно, к моменту появления Л. Загоскина, их уже почитали за своих, не выделяя в отдельную группу.
2. Возможно, русские были перебиты или изгнаны из укрепления и его уже повторно использовали местные племена. Кроме этого, если защитники крепости были убиты, местные жители могли опасаться преследований, поэтому умалчивали сведения.
3. Когда на месте укрепленного поселения был Л. Загоскин, оно уже было разрушено и задерновано, никаких сооружений там не было, соответственно прошло значительное время с момента его разрушения и воспоминания могли уйти из активной памяти.

Косвенным подтверждением присутствия русских может быть следующее сообщение Л. Загоскина: «В Нортоновом заливе русские при водворении нашли туземцев на той же степени просвещения, на которой они и поныне находятся. При основании редута (редут Св. Михаила - авт.) туземцы знали употребление табаку, железа, имели котлы, ножи, копья, огнивы. Откуда? Частью с юга, из нашего Александровского редута, в заливе Бристол, но большею частью из Колымы, через посредство чукчей и последовательную передачу». При этом Л. Загоскин пишет, что «...было несколько сборных пунктов для мены местных произведений. Главнейшими считались Паштоль и Тачик. Сверх того, островные жители и сами нередко посещали низовые жила Квихпака - так сказывают старики-туземцы»[45]. Указывая на Паштоль (это поселение располагалось в нескольких км. от укрепления), как важнейший торговый пункт, мы можем предположить, что сведения, доходившие через чукчей в середине - второй половине XVIII приходили как раз из Паштоля.

Важно отметить, что для укрепленного поселения было выбрано очень удачное местно. Если взглянуть на этническую карту Аляски, сразу становится понятным стратегическое значение устья Апхуна. Именно в низовьях Юкона находится пограничье нескольких этнических групп, которые как враждовали, так и торговали друг с другом. Устье же Апхуна является ближайшим выходом к побережью Залива Нортон. Следовательно, тот, кто контролировал Апхун, контролировал торговлю поселений Юкона с прибрежными поселениями (а, соответственно и с племенами Чукотки).

О времени разрушения укрепленного поселения мы можем судить по высказыванию жителей о том, что в укреплении спасались их деды. Значит, события происходили условно - 50-100 лет назад (предположительно, середина XVIII века), что совпадает с периодом активного поступления сведений о русском поселении от чукчей.

Предварительные выводы

Итак, рабочая версия выглядит следующим образом - указанное Л. Загоскиным укрепленное поселение не характерно для известных и исследованных схем освоения территории Аляски. Местные племена никогда не делали укрепленных поселений. В то же время, такое поселение характерно для русской традиции. У нас пока недостаточно данных для соотнесения виденного Л. Загоскиным поселения с укреплением, изображенным на карте Н. Дауркина устье р. Хеуверен, тем не менее, такое предположение возможно. Косвенными подтверждениями являются мнения русских историков Берга и Ефимова, которые считали, что Хеуверен - это Юкон. Важным достоинством рабочей версии является то, что ее можно проверить - имеется точное указание местоположения объекта.

Рис. 5. Предполагаемое местоположение укрепленного поселения
Рис. 5. Предполагаемое местоположение укрепленного поселения

Л. Загоскин предоставил в распоряжение исследователей уникальную зацепку, которая, возможно, позволит глубже понять исторические процессы на Аляске. Необходимы тщательные полевые исследования, которые позволят выявить поселение и его атрибутировать. В любом случае, обнаружение укрепленного поселения может стать важным открытием, которое скорректирует сложившуюся схему освоения Аляски.

Примечания

1. В научной литературе общепринятым является убеждение в том, что заселение Аляски русскими было начато компанией Шелехова в 1783—1784 гг.
2. Ефимов А.В. Из истории Великих русских географических открытий. М., 1971.
3. Черненко М.Б. Путешествия по Чукотской земле и плавание на Аляску казачьего сотника Ивана Кобелева в 1779 и 1789 - 1791 гг. // Летопись Севера. № 2. М., 1957. С. 121 - 141.
4. Федорова С.Г. К вопросу о ранних русских поселениях на Аляске. Летопись Севера. Т. 4. 1964., Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии. Конец XVIII века. Л., 1967.; Федорова С.Г. Исследователь Чукотки и Аляски казачий сотник Иван Кобелев // Летопись Севера. № 5, М. 1971. С. 156 - 172.
5. Биркенгоф А.Л. К вопросу о древней «Новгородской колонии» на Аляске // Известия ВГО. Т. 99. Вып. 4. 1967.
6. Свердлов Л.М.Русское поселение XVII века на реке Хеуверен и перспективы его поиска // Народы Сибири. Кн. 2. Сибирский этнографический сборник. Вып. 7. М., 1995.
7. Постников А.В. Русская Америка в географических описаниях и на картах. СПб., 2000.
8. Farrelly Th. S. A Lost Colony of Novgorod in Alaska // The Slavonic and East European Rewiew. American series. Ill, 3. vol. XXII, # 60. Menasha, Wisconsin, October. 1944. p. 33 - 38.
9. Ray DJ. Kauverak. Lost Village of Alaska // The Beaver. Winnipeg. Canada. Autumn, 1965. p. 4 - 13.
10. Свердлов Л.М. Указ. соч., С. 136.
11. Берг Л.С. Очерки по истории русских географических открытий. М., Л. 1949. С. 102 - 103.
12. Варшавский СР. С Лены на Камчатку. Важная поправка к истории // Дальний Восток, 1964. №6. С. 166 (по Свердлову).
13. Миллер Г.Ф. Известия о северном морском ходе из устья Лены реки обретения восточных стран. Приложение к письму Беринга адмиралу Головину от 27 апреля 1737г. В кн. Ефимов А.В. Из истории Великих русских географических открытий в Северном Ледовитом и Тихом океанах. М., 1950. С. 261.
14. Федорова С.Г. К вопросу... С. 49.
15. Алексеев А.И. Ученый чукча Николай Дауркин. Магадан, 1961.
16. Свердлов Л.М. Указ. соч. С. 142.
17. Farrelly. T.S. Указ. соч. pp. 33-38.; Свердлов Л.М. Указ. соч. С. 149.
18. Черненко М.Б. Путешествия... С. 139.
19. Черненко М. Лаврентий Алексеевич Загоскин. Очерк жизни и деятельности. В кн.: Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842-1844 гг. М., 1956. С. 16. Примечание 1.
20. Путешествие ученика мореходства Андрея Устюгова, и служителей Российской Американской Компании Федора Колмакова и Петра Корсановского в 1819 году // Северный Архив. СПб., ч. 8., 1823. С. 45.
21. В будущем адмирал, уроженец Рязанской губернии.
22. Федорова С.Г. Русское население... С. 75.
23. Берг Л.С. Указ. соч.
24. Ефимов А.В. Указ. соч.
25. Свердлов Л.М. Указ. соч. См. также Свердлов Л.М. Загадочное плавание Тараса Стадухина и Легенда о русском поселении на Аляске XVII века. // ...
26. Федорова С.Г. К вопросу... С. 97-101.
27. Tompkins S.R. Moorhead M.L. Russia's Approach to America // British Columbia Historical Quarterly. April. July-October. 1949. P. 238.
28. Черненко М. Указ. соч. С. 16. Примечание 1.
29. Farrelly. Т. S. Указ. соч.
30. Ефимов А.В. Указ соч. С. 206.
31. Федорова С.Г. Русское население...С. 96.
32. Свердлов Л.М. Указ. соч.
33. Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 гг. В кн.: Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842-1844 гг. М., 1956.
34. Апхун - крайняя правая протока дельты р. Юкон
35. 1 миля = 1,852 км -средней длине 1' дуги меридиана. 1 М. (морская) = 10 кабельтов. В Великобритании 1 морская миля = 1,853184 км. (БСЭ)
36. 1 фут (английский) = 30,48 см. (БСЭ)
37. «Магмют, или правильнее, магагмюты, «жители ровных тундренных мест». Этим именем Квихпагмюты отличают племя, проживающее между Кижуноком и Кип-наяком, рукавами Квихпака. Междоусобия искони прервали всякое их сношение с поморцами Нортонва залива, но с квихпакцами, с которыми они также долго враждовали, кажется, еще некоторые сообщения существуют, потому, что один из жителей Икогмюта брался проводить нас к этому племени. Он мне сказывал, что в стране, обитаемой магмютами, хвойных лесов вовсе нет; жилища свои они вырывают в земле и спускаются в них сверху, чрез дымовые отверстия, стало быть по камчадальскому способу времен описания Камчатки Крашенинниковым. (Путешествия и исследования... С. 214).
38. Указом 1835 размер сажени был определён в 7 английских футов, или 84 дюйма. Это соответствовало 3 аршинам, или 48 вершкам, что равнялось 213,36 см. (БСЭ)
39. Путешествия и исследования... С. 293-294.
40. Постников А.В. Экспедиция Л.А. Загоскина 1842 - 1844 гг., ее значение и последствия // Русский путешественник и общественный деятель Лаврентий Загоскин (к 200-летию со дня рождения. Исследования и материалы. Рязань. 2008. С.82 - 119.
41. Цит. по: Постников А.В. Экспедиция Л.А.Загоскина 1842 - 1844 гг., ее значение и последствия. С. 100.
42. Там же.
43. Путешествия и исследования... С. 214.
44. Русская Америка. По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. М. 1994. С. 217.
45. Путешествия и исследования ... С. 76.

Источник: Лаврентий Алексеевич Загоскин и исследования Русской Америки. Экспедиции и путешествия российских исследователей в международном контексте: к 200-летию со дня рождения русского путешественника и общественного деятеля Л.А. Загоскина: материалы международной научно-практической конференции 22-23 мая 2008 г. / Рязань, 2008.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама