Конец рязанской узкоколейки

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Комментарии к фильму «Дорога в прошлое» Рязанского телевидения

1. Была какая-то тайна...

Перед поступлением в школу, летом 1947 года - впервые проехал я по Рязанско-Владимирской узкоколейке до станции «Солодча». В посёлке Солотча жила моя родная тётушка Евдокия Еле-сина. Рельсы дороги уходили куда-то дальше. Маленький паровоз подтащил вагоны к станции и, передохнув, поспешил в ту неведомую даль, под сенью разлапистых сосен.
Тогда притягательный мир казался мне раз и навсегда устроенным как должно. Я подумать не мог сколько дел и людских страстей связано с этой узкоколейкой, полвека существовавшей уже к тому времени.


Дорога Рязанско-Владимирского гужевого тракта через село Солотчу проходила мимо каменной ограды Мужского монастыря в 1901 году.

Позже, в 1970-х годах я читал о знакомой узкой колее у писателя К.Г.Паустовского в повести «Мещёрская сторона» интересные истории. Большая часть дороги - от села Шумоши до Ласковской лесопилки и далее на посёлок Туму ещё действовала. Но никто не помнил уже и не мог толком par сказать кем, когда и почему устроена была в этих лесных местах узкоколейная железная дорога - от левого берега реки Оки возле Рязани через село Туму до города Владимира.

В местных путеводителях всколзь упоминалось лишь, что построена узкоколейка в 1893 году и связана с каким-то лесным пожаром и вывозом лесных материалов.

2. Папка полицейского Исправника -раскрыла вековую тайну

В конце 1970-х годов трижды пешком прошёл я «по шпалам» узкоколейки от Рязани до Тумы -ПО километров. Написал лирический очерк о лесных красотах, что открываются по обеим сторонам колеи - весной, летом, осенью и зимой. Делал документальные снимки, рассказ о которых быть может ещё будет. Только по-прежнему не знал об узкой колее за рекой Окой главного, её истории.

И вот, спустя время, в 1995 году повстречался с замечательным человеком в Рязани, известным фотографом и краеведом Евгением Кашириным. По его совету стал разыскивать сведения о Рязанской узкоколейке в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО). По мере обнаружения интересных документов начала XX века - публиковал историко-документальные очерки в газете «Вечерняя Рязань», связанные с узкой колеёй за Окой.

В январе-феврале 1995 года это были публикации: «Тайна узкоколейки за рекой Окой» и «Зелёная ветка». Сведения о постройке этой узкой колеи попадались «в обратной последовательности», как бы от завершения строительства Рязанско-Владимирской узкоколейной железной дороги в 1901 году и открытия по ней грузо-пассажирского движения на протяжении 199 вёрст - к началу её сооружения в 1897 году. Тогда протяжённость узкоколейки Высочайше определена была лишь от Рязани до села Тумы в 98 вёрст и называлась дорога Рязанско-Тумской.


Узкоколейная станция Рязань-Пристань на левом берегу р.Ока.

Станция Рязань-Шумошь (незатопляемая)
Станция Рязань-Шумошь (незатопляемая)

Однако документы изначального проектирования даже этого участка рязанской узкой колеи и в 1996 году найти не удалось. Лишь в 1997 году, среди жалоб и претензий крестьян в папке полицейского Исправника Рязанского уезда Зарина случайно обнаружился искомый «Проэкт» временной узкоколейки Рязань-Солотча-Пенкино (сторожка лесника у озера Великого) протяжением 39 вёрст.

К Проекту узкоколейки приложены были другие документы, датированные 1893 годом. В одном из них рязанский Губернатор Н.С.Брянчанинов приглашал уездного Исправника Зарина, в числе других приглашённых ответственных лиц губернии, на «Особое совещание» обсудить аспекты сооружения узкоколейной дороги по Мещёрским лесам.

Так в архивных поисках и находках выяснилось, что Рязанская узкоколейка строилась в три этапа «Московским акционерным обществом для постройки подъездных железных путей в России». В 1893-1894 годах сооружена была временная грузовая узкоколейка частного пользования по трассе «Ока-Солотча-Пенкино». Постройка её Высочайше одобрена была русским Императором Александром III.

К 1896 году намечалось вывезти этой дорогой к берегу реки Оки для распродажи все лесные материалы оставшиеся после лесного пожара 1890 года в казённых Солотчинско-Келецких и других лесных Дачах (лесничествах). После чего временная узкоколейная дорога, уложенная вдоль Владимирского гужевого тракта и частично по нему (ныне это шоссе Рязань-Тума-Владимир) - должна была быть демонтирована. Вывоз лесных материалов к реке Оке осуществлён был в течение 1894-1895 годов.

В 1897-1898 годах рязанская узкоколейка строилась тем же подрядчиком по другой трассе «Рязань-Пристань - Спас-Клепики - село Тума» протяжением 98 вёрст с Высочайшего одобрения Императора Николая II.

Наконец в 1899-1901 годах, также с Высочайшего одобрения Государя Николая II, эта грузо-пассажирекая узкоколейная до рога в лесах Мещёры продолжена была через посёлок стекольщиков Гусь-Мальцева (Гусь-Хрустальный) до города Владимира. Общее протяжение железной дороги составило 199 вёрст.

Приход узкоколейного поезда на станцию в селе Солотча.
Приход узкоколейного поезда на станцию в селе Солотча.

Конечная станция рязанской узкоколейки в городе Владимире близко подходила к широкой колее железной дороги «Москва-Владимир-Нижний Новгород». С постройкой узкоколейки на город Владимир и Рязанская губерния получила выход своим грузам на широкую колею России с северной стороны.

Стали известны имена московских предпринимателей вложивших капиталы в сооружение этой межгубернской узкоколейной дороги. Они имели право владеть Рязанско-Владимирской узкоколейкой 75 лет, до 1976 года, уплачивая налоги в казну.

Выяснилось также, что радетелем перед Государем Александром III о постройке первоначального временного участка узкоколейной дороги «Ока-Пенкино» в 1891-1893 годах выступало Рязанско-Владимир-ское управление Государственных имуществ. В частности генерал М.М.Анненков, руководивший общественными работами по разборке лесных завалов Солотчинско-Келецкого пожарища 1890 года. Распорядился о начале строительства первой узкоколейной железной дороги в леса Мещёры 1-го сентября 1893 года рязанский Губернатор Н.С.Брянчанинов.

Губернатору Брянчанинову принадлежит идея и хлопоты по сооружению упомянутой постоянной грузо-пассажирской железной дороги по лесам Мещёры до села Тумы, с перспективой достройки линии до города Владимира и с веткой (70 вёрст) от Тумы на город Касимов. Губернаторствовал он в Рязани в 1893-1904 годах и сделал всё, что успел для развития железнодорожного транспорта в Рязанской Мещёре.

Император Николай II посетил Рязань 8 мая 1904 года, остался доволен заведованием Н.С.Брянчанинова губернией и в том же 1904 году осенью пригласил его работать в Правительствующий Сенат в город Санкт-Петербург.

Теперь мы знаем также, что в 1893-1897 годах 24 рязанских купца (среди них: Лаптев, Масленников, Селиванов), создав акционерное «Общество Мещёрских подъездных путей», пыталось конкурировать с «Московским обществом подъездных путей» и оспорить у них право сооружать узкоколейку по Мещёре.

В первую очередь построить линию «Рязань-Тума-Касимов» и почему этого не случилось (см. предыдущий очерк «Рязанский губернатор 1893-1904 годов ... Н.С.Брянчанинов»).

Документы рассказали и о том, как главный торговый центр Рязанского уезда тех лет, село Спас-Клепики, едва не остался в стороне на 20 вёрст от спроектированного пути на село Туму и кто хлопотал о непременном прохождении трассы узкоколейки через это старинное торгово-купеческое село.

До 1917 года узкоколейка Рязань -Тума - Владимир ежегодно перевозила в обе стороны свыше 16.000.000 пудов различных грузов, в том числе: древесину, торф, сырьё для предприятий и их продукцию, товары для населения. Обеспечила свободу передвижения свыше 50 тысячам жителей северного края Рязанской губернии. Решила вопрос регулярного почтового сообщения. Весь путь от Рязани до города Владимира занимал 15 часов, в то время как до постройки железной дороги , по гужевому Владимирскому тракту лошадьми - длился неделю и был не безопасен.

3. Как снимали фильм о Рязанской узкоколейке

Глубокой осенью 1998 года позвонил мне и представился сотрудник программы «Новости» рязанского телевидения Сергей Крехтунов. Сообщил, что группа молодых энтузиастов телевидения заинтересовалась историей Рязанско-Тумской узкоколейки, публикации о которой я делал в местной печати. Они хотели снять об этом фильм и интересовались - могу ли я, как автор тех историко-документальных очерков быть их, телевизионщиков, консультантом. Проехать с ними по трассе узкоколейной железной дороги. Показать «что, где и как». Я согласился.

Следует сказать, что летом того 1998 года, таинственным образом исчезли рельсы и другое железнодорожное оборудование с полотна узкоколейки на дистанции от села Шумошь до полустанка Кельцы, почти в 50 километров! Надо было спешить со съёмками старинной дороги, пока что-то оставалось от неё перед станцией Тума - мосты через ручьи и речки, деревянные здания бывших станций-казёнок, остатки поросшей густыми травами и кустарником железнодорожной насыпи с рельсами.

Меж тем миновала зима 1998-1999 годов. Прошла холодная весна и наступило необыкновенно жаркое лето. Съёмки фильма «Дорога в прошлое» происходили 11 июля 1999 года, когда дневная жара превышала 35 градусов Цельсия в тени.

Выехали на съёмки в 12-м часу дня и через село Шумошь - сразу на место бывшей левобережной узкоколейной станции Рязань-Пристань. После 1968 года здание «вокзала» станции было разрушено, сохранились остатки фундамента между вековых деревьев. До 1972 года сюда с правого берега реки Оки можно было попасть посредством наплавного моста.

Трасса бывшей узкоколейки от места станции «Рязань-Пристань» на северо-восток к селу Шумоши тонула в зарослях кустарников и луговых трав - но мне была хорошо знакома. Там сняли кадры разорённой узкоколейки у реки Оки. Затем в селе Шумошь засняли паровозный сарай «на два стойла», остатки рельс и стрелочного оборудования, бревенчатое здание «казёнки» - бывшей железнодорожной станции «Шумошь».

После съёмок на станции Ласково (рядом с деревней Требухино), где Лесопильное предприятие устроено было ещё в 1895 году и действует поныне - более ста лет - отправились вдоль трассы узкоколейки до местечка Пилево. Писатель Константин Паустовский написал об этом местечке известный рассказ «Австралиец со станции Пилево». Ныне возле бывшей станции «Пилево» посёлок торфодобытчиков «Болонь». Торф добывают на «Пилёвских болотах».

В Болони - чудом сохранился «островок» узкоколейных путей в Рязанской Мещёре, отрезанный теперь в обе стороны от потребителей торфа отсутствием узкоколейного полотна бывшей дороги Рязань-Тума-Владимир. Через заросли болотистых лесов ветка узкой колеи из Болони уходит на торфяные поля, где торф ещё добывают.

Несколько узкоколейных тепловозов, зелёных вагончиков для доставки рабочих и грузовых платформ для вывоза торфа ещё действуют.

Мост на «Келецкой канавой», 1901 г.
Мост на «Келецкой канавой», 1901 г.

Близко от посёлка Болонь тлели очаги полузатушенных лесных пожаров. Мы проехались, снимали местность с движущегося тепловоза. По рации слышались тревожные голоса, сообщавшие о новых возгораниях. Ветер приносил запах гари. Чудесный сосновый лес вперемежку с берёзами вокруг узкой колеи стоял на совершенно сухой подстилке. На этом «узкоколейном островке» Мещёры оператор снимал долго и всем нам расставаться с приветливыми людьми из Болони не хотелось.

Рельсы Рязанско-Тумской узкоколейки в то лето 1999 года разобраны были уже до станции Клепики. Здесь и узнали - кто их «ворует». Оказалось - снимает их хозяйка, Нижегородская железная дорога и будто продаёт «за доллары» уко-колейное оборудование в Прибалтику.

Действительно, после 1917 года Рязанско-Влади-мирская частная железная дорога была национализирована и передана в управление Нижнему Новгороду (г.Горьькому), так как именно в городе Владимире вплотную подходила к Московско-Нижнгород-ской ширококолейной линии, что удобно было для перегрузки. А подобной «пристыковке» к станции Ря-зань-I мешала река Ока. Так решили тогда новые власти. С тех пор и до наших дней бывшая Рязанско-Вла-димирская узкоколейка называлась Мало-Горьковская (Нижегородская) железная дорога.

Потому и разобрали нижегородцы в 1999 году нашу историческую узкоколейку. Кто хозяин - тот и барин.

4. Последние станции на узкой колее

В Спас-Клепиках, бывших до 1917 года главным торговым центром Рязанского уезда, где учился поэт Сергей Есенин, сохранялся ещё во время наших съёмок полуразобранный железнодорожный мост через реку Пру и рельсы на нём. Заброшенное здание станции «Спас-Клепики» молчаливо взирало на нас чёрными проёмами окон. На рельсах станции было полное запустение, будто и не бурлила здесь жизнь несколько лет назад.

А вот и станция «Тума». Между 1924-1926 годами узкоколейный путь от города Владимира до Тумы «перешит» был на широкую колею. Так удобнее было новой хозяйке - Горьковской железной дороге вывозить лесоматериалы из Рязанской мещёры. П о оставшемуся узкоколейным пути от Тумы до Солотчи в 1930-е годы ездил писатель К.Паустовский и описал своё первое путешествие в повести «Мещёрская сторона».

Некоторое время рядом лежали рельсы старой узкой колеи и новой широкой. Затем старый узкоколейный путь (100 км.) демонтировали. В 1968 году разобран был участок узкой колеи Рязань-Пристань - Шумошь. Теперь - ликвидирована дистанция Шумошь-Солодча-Клепики-Гуреево (разъезд перед Тумой) свыше 80 километров.

На остатках бывшей Рязанско-Владимирской узкоколейки действует пока ветка узкой колеи Тума-разъезд Гуреево (бывшее Потапово)-Курша-Голованово, устроенная в 1924-1926 годах, протяжением около 30 километров в восточную сторону от основной Рязанской линии.

Реликтовые сосновые боры, «корабельная» древесина Куршанско-Головановской округи - то, из-за чего власти после 1917 года силами заключенных соорудили Куршанскую узкоколейную ветку и устроили там лесоразработки и лесопильный завод (ныне всё в запустении).
До 1917 года, затерянная в Мещёрских лесах деревня Курша была вотчиной известных князей Волконских, а Голованово - дворян Хвощинских. Усадьбы их имений обустроили когда-то после войны 1812 года пленные французы.

Писатель И.Куприн служил в тех местах землемером и посвятил Куршанской округе три рассказа (один «Попрыгунья стрекоза»). В Куршу-Голованово из посёлка Тума ещё можно добраться неспешным узкоколейным поездом, но, похоже, и его дни сочтены, маленькие посёлки эти вымирают.

В 1941 году войны с Германией, малоизвестная межгубернская узкоколейка Рязань-Владимир позволила скрытно перебросить советские войска, технику, топливо для обороны Москвы.

Отснятый рязанским телевидением и показанный 24 октября 1999 года познавательный фильм «Дорога в прошлое» - насыщен краеведческо-архивным материалом. Он наглядно завершил мои авторские изыскания о судьбах исторической Рязанско-Владимирской узкоколейки.

Хорошо, что вместе с телевидением мы успели рассказать потомкам об узкой колее за рекой Окой, которой отмеряно было историей чуть более 100 лет и которая много поработала для рязанцев м жителей Мещёрского края. Прощай узкоколейка за рекой Окой - теперь навсегда.

г.Рязань. 1999 г.

Источник: Н. Аграмаков. Билет в прошлое. Тайны губернской Рязани.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама