Тобольская духовная семинария

Аватар пользователя писарь
Версия для печатиВерсия для печати

Тобольской Духовной Семинарии предшествовала Тобольская архиерейская школа, в которой с 1703 года получали образование дети из семей священников, диаконов и церковнослужителей. Архиерейская школа была первым учебным заведением в Сибири. Открыли ее в соответствии с указом императора Петра I. Первоначальным устроением этой школы занимался митрополит Филофей Лещинский. Школа просуществовала до 1742 года, когда и была закрыта по причине недостатка средств.

19 февраля 1743 года прибывший в Тобольск митрополит Антоний Нарожницкий открывает Духовную семинарию. Исполняя строгий указ правящего архиерея, в столицу Сибири съезжаются будущие ученики, и уже в августе начались занятия. Преподаватель был единственный — Василий Русанович. Вскоре из Киева прибывают и другие учителя, идет строительство нового помещения, сбор книг для библиотеки.

В первые годы бытия семинарии удалось открыть лишь начальные классы: фары, инфимы, грамматики и синтаксимы, где основным предметом изучения был латинский язык с азов до немыслимого в наше время совершенства. Постепенно открывались и последующие классы: пиитики, риторики, философский и богословский. С 1764 года Тобольская семинария имела уже полный состав классов. Преподавание философских и богословских дисциплин велось на латинском языке. Наряду с вышеперечисленными Ординарными классами имели место и экстраординарные: исторический, географический, математический, высшего красноречия, медицинский и др. Эти классы носили факультативный характер.

Тобольская духовная семинария
Тобольская духовная семинария

Важнейшей спецификой духовного образования являлось то, что получение знаний само по себе не являлось самоцелью. Главная задача духовной школы — подготовить приходских священников.

Священника на Руси народ называл «батюшкой». В этом мягком слове нашла выражение народная любовь и почтение к своим духовным наставникам. К священнику люди приходили в самые ответственные моменты своей жизни. Таинством Крещения запечатлевалось рождение младенца. Обрядом погребения человека провожали в мир иной. Шествие по жизненному пути определялось влиянием священника как совершителя Богослужений, в которых принимало участие все население от мала до велика. Священник был носителем истин самых основополагающих, он приобщал к познанию Бога, учил в свете веры строить жизнь, формировать отношение к ближнему как существу, имеющему, независимо от убеждений, национальности и т. п., абсолютную ценность, поскольку наделен образом Божиим.

Деятельность священника, которому вверены души людские, являет собой предельную ответственность и предъявляет к пастырю высокие духовно-нравственные требования. Психологически невозможно учить одному, а в жизни поступать по-другому. Потому целожизненный удел священника — непрестанная работа над собой, постоянное возжигание в душе своей огня веры и любви, от которого могли бы загореться огоньки света, добра и правды в душах человеческих. Потому главнейшая задача, стоящая перед духовным заведением, — образовать душу будущего священника, обогатить ее духовно-нравственными святынями. Не только, и не столько образование, сколько и прежде всего — воспитание будущего устроителя и врача душ человеческих.

Эта цель достигалась в семинарии не только всем строем жизни и быта, не только прямыми воспитательными усилиями, но и самим содержанием основных, собственно семинарских предметов.

Различные богословские дисциплины являются системной конкретизацией учения о Боге, мире и человеке в свете Божественного Откровения. Бог есть любовь, поэтому невозможно считать себя верующим и не любить Бога и всего мира, сотворенного Им, а, прежде всего, — человека, как венца творения.

Богословско-исторические дисциплины раскрывают то, как божественные заветы и идеалы воплощались в душах святых.

Разнообразные исторические дисциплины ярко иллюстрируют простую истину о том, что, когда человек и общество перестают искать и обретать Бога, отказываются строить жизнь на божественных идеалах, то душа теряет драгоценные дары чистоты, правды, мира, добра, общество деградирует.

Наряду с воспитательным воздействием образовательных предметов, в духовных учебных заведениях особое место отводилось и воспитательной работе как таковой. Воспитанию уделяли особое внимание все без исключения преподаватели. У инспекционной службы (инспектор, помощник инспектора, классные наставники) воспитание являлось прямой обязанностью.

В XVIII столетии ответственного за воспитательную работу Тобольской Духовной Семинарии называли суперинтендантом. Ему помогали помощник и «сениоры», в число которых назначали и воспитанников старших классов семинарии, отличающихся примерным поведением.

Судя по годичным ведомостям, большинство воспитанников семинарии было «нравов добрых и похвальных». Причиной отчисления из состава учащихся была, главным образом, плохая успеваемость («за непонятием», «за тупостию понятия»), хотя некоторым давали и такие характеристики: «обнаруживает буйственную непокорность правилам и учреждениям семинарским», «ленив, груб, непокорен», «не ходит в класс по лености».

Применялся широкий спектр взысканий: наставления, выговоры, перевод в низшие классы, ставили на колени в столовой, наказывали розгами, лишали казенного содержания. И лишь если эти меры не приводили к исправлению — следовало исключение. В инструкции, определяющей воспитательную работу, мерам наказания придавался следующий смысл: «с целью исправления воспитанников и должны выражать отвращение к их поступку, а не к ученику, ученик в каждом наказании должен видеть теплую заботу о нем преподавателя и искреннее желание исправить его». Ученик находился под пристальным отеческим вниманием воспитателей как в учебное, так и во внеклассное время.

Первоначально Тобольская Духовная Семинария находилась на архиерейском дворе, затем, с увеличением числа учащихся, была переведена в 1770 году в Тобольский Знаменский монастырь. Пребывание в нижнем городе оценивалось семинарской администрацией как неудобное. Ставился неоднократно вопрос о перебазировании семинарии в нагорную часть. В начале XIX в. на мысе Чукман был даже заложен фундамент. Но строительство прекратили по причине недостатка средств.

До, 1765 года Тобольская Духовная Семинария существовала за счет местных средств. Централизованное финансирование на протяжении XVIII — нач. XIX вв. было недостаточным, чем обусловливались тяжелые материально-бытовые условия. Зарплата преподавателей была низкой, да и та выплачивалась нерегулярно. Лишь выходцев из беднейших семей и сирот брали на полное обеспечение, за обучение остальных родители вносили плату. До 1808 года обеды состояли из одного блюда (щи или рыбная похлебка). Только по воскресеньям и праздничным дням добавлялись второе блюдо и молоко.

Постепенно на протяжении XIX столетия увеличивались ассигнования правительства и улучшались условия жизни наставников и воспитанников. Однако недостаток средств ощущался и в начале XIX в., когда было открыто Общество вспомоществования нуждающимся учащимся семинарии.

В начале XIX века вслед за реформой системы светского образования производится и преобразование духовной школы. Главная мысль реформы 1814 года — отделить высшее духовное образование от среднего и низшего. Обучение в приходском и уездном духовном училищах завершалось теперь 6-летним семинарским. Особое значение стали придавать письменным работам учащихся, поощрялось чтение литературы помимо учебной программы, осуждалось засилие латыни. Академии, освободившиеся от семинарского курса, стали центрами богословских наук.

В Тобольской Духовной Семинарии в течение первых двух лет изучали словесные науки и всеобщую историю, последующие два года — философские науки одновременно с математикой и физикой. Завершалось семинарское образование в богословском классе. Большое место отводилось изучению языков. Древнегреческий, немецкий и французский осваивались на протяжении 6 лет, древнееврейский штудировали 4 года. Позже ввели и изучение татарского языка. Знания учащихся проверяли на 2-х сессиях: зимней—«внутреннем испытании» и летней – «публичном испытании» в присутствии правящего архиерея, приглашенных духовных и светских лиц.

Реформой 14 сентября 1840 года, произведенной по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова, попытались придать семинарскому образованию более прикладной характер, в результате чего сократилось число общеобразовательных дисциплин, вводилось преподавание основ медицины, сельского хозяйства, инородческих языков и иконописания.

В соответствии с новым Уставом 1867 года исключили сельское хозяйство, основы медицины и др., но усилили изучение Священного Писания, философии, математики, классических языков. Духовная школа стала всесословной. Выпускники семинарии для продолжения образования могли теперь поступать не только в Духовные академии (Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую и Казанскую), но и в светскую высшую школы.

В конце XIX в. в России насчитывалось 57 духовных семинарий, среди которых Тобольская занимала видное место.

В 1885 году при Тобольской Духовной Семинарии открыли Образцовую школу, предназначенную для детей беднейших слоев населения. До половины обучающихся здесь детей были сироты. Воспитанники 5 и 6 курсов семинарии обязаны были периодически присутствовать на занятиях в качестве наблюдателей с целью усвоения методов преподавания. Учащиеся 6 курса — преподавали. Так открытием при семинарии школы была оказана благотворительная помощь бедным гражданам, не имевшим средств обучить своих детей, сироты получили возможность приобрести полноценное образование и воспитание.

Весьма заметным и долгожданным событием в истории Тобольской Духовной Семинарии было освящение 27 января 1893 года семинарского храма в честь святителя Димитрия Ростовского. Епископ Иустин в своей речи по этому поводу так объяснил посвящение храма именно Димитрию Ростовскому: «Он сам любил учиться и детей учить любил. Хотя и заочно, но был нашим тобольским архипастырем. Любовь его к пасомым и забота о их спасении известны. Если он при жизни так горячо любил свою паству и неусыпно заботился о спасении своих пасомых, то не тем ли с большей любовью и заботливостью теперь, с высоты небесного своего жилища, Призирает он на нас, грешных?»

Тобольская семинария в годы революции 1905 года лаконично охарактеризована в речи духовника семинарии протоиерея Сергия Виноградова: «Потрясающая волна освободительного движения увлекла за собой многих людей разных возрастов, а особенно учащуюся молодежь. Не устояли против освободительных идей и воспитатели нашей семинарии. Благодаря усилиям ректора архимандрита Николая (Богоявленского), который, будучи человеком высокого ума и многостороннего образования, был в то же время необыкновенно добрым, кротким и смиренным сердцем, с редким самоотвержением отдавался духовной школе, — произошла в семинарии резкая перемена во взглядах и направлении воспитанников».

Вскоре после революции 1917 года Тобольская Духовная Семинария была закрыта.

Осенью 1989 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви после 70-летнего перерыва возрождается бытие сибирской семинарии, вновь ставшей первой и пока единственной в Сибири послереволюционной эпохи.

В течение 3-х лет пребывания в Тобольске семинария не имела собственного дома (церковь Петра и Павла была и духовным, и учебным, и административным центром, воспитанники жили в нескольких частных домах). Единственной перспективой, уготованной семинарии, были казематы тюремного замка. С прибытием в Тобольск Ректора епископа Димитрия был поставлен и, при поддержке общественности, решен вопрос о месторасположении семинарии в духовно-культурном центре — Софийском дворе, где она до 1770 года и находилась. Отреставрированное здание бывшей Духовной консистории стало главным учебно-административным корпусом Тобольской Духовной Семинарии.

Летом 1993 года Тобольской Духовной Семинарии исполнилось 250 лет. Самое первое учебное заведение Сибири стало основой для многих других сибирских учебных заведений. Непосредственно на базе нашей семинарии было открыто в Тобольской епархии около 200 церковных школ. Тобольская семинария подготовила священников для многих сотен приходов бескрайней Сибири. Выпускники семинарии трудились не только на поприще церковнослужения, но и в области науки, литературы, на государственной службе.

Историк П. А. Словцов, писатели Абрамов и Елисеев, обер-священник армии и флота Мансветов, архиепископ Иркутский Михаил, епископ Томский Макарий, Павлов — заслуженный ординарный профессор Московского университета на кафедре церковного права, член-корреспондент Императорской Академии наук, Машанов — экстраординарный профессор Казанской Духовной Академии по кафедре арабского языка... Можно назвать и многие другие имена выпускников Тобольской Духовной Семинарии, послуживших народам государства Российского.

Источник: Тобольский хронограф. — Омск: Омское книжное издательство, 1993 г.

Метки: Разделы: 

Похожие материалы

Просмотры Дата создания Тип Автор
История Тобольска в датах 6,056 10.04.2012 Публикация писарь
Старые фото Тобольска 7,566 13.04.2012 Альбом писарь
Названия старого Тобольска 5,528 13.04.2012 Публикация писарь
Подземные ходы Тобольска 3,489 18.04.2012 Публикация писарь
Искер — старый город 3,455 18.04.2012 Публикация писарь
Архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам Петров 1,504 01.05.2012 Публикация писарь
Иртыш, Тобол, левобережье 3,398 02.05.2012 Публикация писарь


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама