История Русской православной церкви конца XIX - начала XX века в современной отечественной историографии

Аватар пользователя писарь
Версия для печатиВерсия для печати

О.Д. Попова

После смены государственно-политического строя в России произошло изменение подходов к идеологии, в частности, в трактовке религии, истории церковно-государственных отношений. В выходивших в СССР работах по истории русского православия в первую очередь рассматривались отдельные вопросы церковных государственных отношений, а также затрагивалась роль христианства в становлении русской культуры.

Многие аспекты функционирования Русской православной церкви в советское время оставались вне поля внимания историков. Так, например, в историографии советского периода практически не рассматривалась история духовных учебных заведений, сама фигура священника, его семья. И даже в классических трудах советского периода по истории русского православия - работе Н.М. Никольского «История русской церкви» и коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» - лишь кратко характеризуется система духовных семинарий с акцентом на законодательную базу и одним предложением констатируется факт открытия женских учебных заведений[1].

Начало 1990-х гг. в России ознаменовалось прорывом в изучении истории Русской православной церкви. На современном этапе история русского православия активно изучается как светскими историками, так и богословами. Эта тема затрагивалась на многих конференциях, посвященных как целиком вопросам истории церкви, так и различным аспектам российской истории, она также стала предметом диссертационных исследований и научных публикаций на страницах научных и научно-популярных журналов, а также богословских работ.

Следует отметить, что период 90-х гг. XX в. стал в современной исторической науке периодом методологических поисков. От однозначно сформулированного формационного подхода российская историческая наука перешла к новым методологическим направлениям. В настоящее время актуален цивилизационный подход как методологическая основа изучения исторического процесса, тендерная история, велик интерес к истории русской провинции, истории повседневности. Поэтому представляется интересным проследить, какое место в современных методологических направлениях занимает история Русской православной церкви.

Нельзя не согласиться с наблюдением челябинского исследователя М.А. Бабкина, что в настоящее время возникло определенное противостояние между светскими и богословскими историками: «Так, со страниц патриархальных изданий звучит пространная и едва не огульная критика в адрес светских авторов, берущихся самостоятельно, без "духовного окормления" изучать историю РПЦ. Они обвиняются в некомпетентности в церковных вопросах, "безусловной чуждости по духу" предмету исследований, "искажении истинной картины жизни Церкви"»[2]. Безусловно, разница в методологических подходах существует, есть разница и в оценках и понимании различных фактов истории церковно-государственных отношений. Например, в дипломной работе иеродиакона Питирима (Чембулатова), выполненной в Николо-Угрешской духовной семинарии (Московская область) и посвященной истории Рязанской духовной семинарии, относительно Устава семинарии 1867 г. сказано: «Однако реформа, проведенная при обер-прокуроре Святейшего Синода графе Д.А. Толстом, изменила направленность образования в семинариях - теперь она готовила людей, которые не только происходили из разных сословий, но могли, не окончив полного курса обучения, поступать в высшие светские учебные заведения. Это оставило свой отпечаток как на Уставе семинарии, так и на специфике предметов, изучавшихся в ней. Понятно, что такое положение вещей не улучшило уровень российского духовного образования, но вообще испортило систему духовного образования, имеющего свои цели и задачи, чуждые всякого влияния извне»[3]. Светские исследователи истории церкви это же событие склонны оценивать как шаг к расширению прав детей духовного сословия и даже как стремление к гражданскому обществу. Например, ростовский исследователь С.В. Римский в своей монографии убедительно показывает, что наличие сословной замкнутости и ориентация духовных семинарий только на пастырскую подготовку была серьезной проблемой, которая осознавалась даже самим духовенством, и именно на преодоление сословной замкнутости было направлено введение нового Устава[4]. Целью настоящей статьи является исследование светской историографии рубежа ХХ-ХХI вв. по истории Русской православной церкви второй половины XIX - начала XX в.

Современная историческая наука характеризуется тем, что возрос интерес исследователей к различным социальным слоям российского общества, в частности в орбиту социально окрашенных исторических исследований вошло купеческое сословие[5], причем оно исследуется не только с точки зрения социально-экономической страты общества, но и с позиции общественной деятельности этого сословия. Привлекает внимание отдельных исследователей духовное сословие. Одной из первых работ, где духовенство рассматривалось как специфический социальный слой России, стала монография Б.Н. Миронова «Социальная история России»[6]. В рамках истории сословий автор рассмотрел духовенство как особое сословие и показал процесс формирования социальной замкнутости. Историю духовенства он рассматривает как неуклонный процесс перехода замкнутого сословия к профессиональной группе. Значительную роль в концептуальном осознании формирования сословной структуры российского общества и его трансформации в классовое общество сыграла монография Н.А. Ивановой и В.П. Желтовой «Сословно-классовая структура России в конце XIX - начале XX в.»[7]. На основе законодательных и статистических источников авторы рассмотрели процесс эволюции сословий, в том числе и духовного. При этом убедительно показали, что духовное сословие под влиянием экономических процессов конца XIX в. подверглось трансформации меньше всего. Несмотря на стремительное развитие гражданского общества, духовенство продолжало сохранять сословную замкнутость. Данная работа является важным этапом в осознании места духовенства и его социального статуса в сложной и меняющейся социальной стратификации России в начале XX в.

Одновременно с общими работами по истории социальной стратификации России в современных исторических работах появились исследования, посвященные духовенству как специфичной социальной группе. Здесь заслуживает внимания серия работ Т.Г. Леонтьевой[8]. Принципиально новым является обращение автора не к Русской православной церкви как государственному институту, а именно к духовному сословию. В монографии подробно рассмотрен социально-правовой статус духовенства, его отношения с прихожанами, самоидентификация духовенства в обществе, мотивация общественного поведения данной группы. Хотя работа практически не затрагивает женскую часть духовного сословия, сделанные выводы и наблюдения важны для выяснения истории женского духовного образования. В частности, автор подчеркивает, что соображения духовенства, определявшиеся его тяжелым материальным положением и необходимостью решать судьбу своих дочерей, двигали развитие женского образования[9].

Духовенство как сословие привлекло внимание американских исследователей. Наблюдения о социальном статусе русского духовенства были сделаны в работе эмигранта из России Н. Зернова[10]. Крупным исследователем российского духовенства можно назвать американского автора Г. Фриза, который является автором двух фундаментальных монографий на эту тему[11]. В своих работах он рассмотрел различные аспекты жизни духовного сословия: его взаимоотношения с государством, систему подготовки детей духовенства. В целом исследователь пришел к выводу, что именно особенности социального статуса российского духовенства явились причиной его участия в революционных событиях в начале XX в. Не менее интересными являются исследования Лаури Манчестер[12]. Автор пишет о сыновьях духовенства, которые по разным причинам покидали это сословие. Важным является вывод автора, что присущие духовенству отличия формировали особые черты его ментальности, при этом она убедительно показывает, что, даже покинув духовное сословие, бывшие «поповичи» сохраняли эти специфические черты.

На рубеже ХХ-ХХI вв. вышло немало работ, которые позволяют по-новому увидеть церковно-государственные отношения во второй половине XIX -начале XX в. Заметную роль в этом сыграли исследования А.Ю. Полунова, С.В. Римского, В. А. Федорова, Ю.Е. Кондакова[13]. Авторы рассматривают сложный и неоднозначный процесс взаимоотношений церкви и государства в контексте политических и социальных реформ. В этих работах заметен отход от однозначной трактовки церкви как сторонницы царской власти. Читатель вводится в круг сложных проблем отношений церкви и государства, развития духовного сословия в период становления рыночных отношений, формирования начал гражданского общества. Монографии А.Ю. Полунова и С.В. Римского закладывают традицию комплексного изучения церковно-государственных отношений в переломный период государственных преобразований. Так, А.Ю. Полунов, исследуя взаимоотношения церкви и государства в конце XIX в., пришел к заключению, что жесткий административный контроль и бюрократизм церковной жизни усилили кризис церковных институтов в конце XIX в., несмотря на все старания обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева усилить церковный элемент в общественном сознании.

С.В. Римским впервые в вопросе об истории преобразований эпохи «Великих реформ» были рассмотрены реформы в области церкви. В большинстве исследований реформа этой области общественной жизни вообще не освещалась[14]. В фундаментальной работе Римского были рассмотрены причины церковных реформ, деятельность государства и самого духовенства по их проведению. Важным является вывод автора о том, что реформы церкви проводились в общем русле реформ середины XIX в., однако тесная зависимость церкви от государства и сильная бюрократизация управления заметно тормозили их ход. Неоднозначность восприятия в среде духовенства проводимых государством преобразований и недоверие к государственным чиновникам привели к незавершенности начатых преобразований, а также к падению авторитета православия и росту радикальных настроений в среде самого духовенства.

Интересным направлением в изучении церковно-государственных отношений является исследование оппозиционного движения в среде духовенства начала XX в. Первые шаги по изучению его были сделаны в американской историографии в работе Дж. Кёртисса, увидевшей свет еще в 1940-м году[15]. Затем в 90-е гг. эта проблематика начала изучаться в трудах как зарубежных исследователей, в частности Д.В. Поспеловского, В. Мосса, Г. Фриза[16], так и отечественных историков О.В. Останиной, М.В. Шкаровского и Л.С. Фирсова[17]. Наиболее существенным вкладом в развитии этой темы является монография Л.С. Фирсова[18], в которой автор уделил серьезное внимание общественной мысли, обсуждавшей необходимость реформ, а также формированию обновленческого движения и работе различных структур по подготовке Всероссийского Собора. Он также приходит к выводу о кризисе церковно-государственных отношений накануне революционных событий в России. Этот кризис затронул, в том числе, и сферу деятельности духовно-учебных заведений. Весьма существенными являются труды М.А. Бабкина, в которых делается вывод о том, что усталость церкви в ожидании необходимых ей церковных преобразований привела к поддержке церковным руководством свержения монархии. Это явилось решающим фактором легитимизации новой власти[19]. Все эти исследования позволяют прийти к выводу о неоднородности политических взглядов русского духовенства и отказаться от его трактовки как однозначного сторонника царизма.

Новым для отечественной историографии является постановка ряда вопросов, связанных с деятельностью Поместного Собора 1918 г. и получивших отражение в ряде работ по истории Русской православной церкви[20]. Большинство этих авторов полагают, что созыв Собора был ключевым событием в жизни церкви, он позволил восстановить некоторые канонические нормы православия. Также все авторы приходят к выводу, что именно в восстановлении канонических норм православия общество видело пути преодоления кризиса начала XX в. Основными сюжетами этих публикаций являются: восстановление патриаршества, реформа церковного управления, церковный суд. В частности, необходимо отметить работу Е.В. Беляковой. В ней проанализированы многие вопросы, рассматривавшиеся в ходе работы Собора[21]. Таким образом, расширилась проблематика изучения церковно-государственных отношений XIX - первых десятилетий XX в. Русская православная церковь стала рассматриваться в свете внутренних проблем, которые делали ее положение порою похожим на крепостное состояние.

Существенно новым в современной отечественной исторической науке является обращение к теме провинции, известная корректировка содержания понятия «провинция» в историографии. В 1990-е гг. происходит внедрение в исторический оборот таких понятий, как «провинциальное культурное гнездо», «провинциальная культура», «регионология», «провинциология». В этом сказывается влияние зарубежной историографии, в которой региональные исследования давно стали одним из приоритетов[22]. Параллельно в работах различных авторов обозначался интерес к истории повседневности. Подобные исследования раскрывают повседневную жизнь людей, отдельных социальных категорий в тот или иной период, семейный быт и семейные отношения, жизнь отдельных местечек и городов.

Исследования по истории Русской православной церкви в рамках региональной и повседневной истории в основном получили развитие при изучении истории духовно-учебных заведений. Появился ряд серьезных работ по истории мужских духовных учебных заведений. Наиболее существенными из них являются исследования А.И. Конюченко, М.С. Стародубцевой, А.В. Сушко, В. А. Федорова. В них авторы излагают развитие как самой системы, так и отдельных учебных заведений различных епархий[23]. В рамках провинциальной истории интересна работа аспиранта МГУ А.И. Мраморнова, в которой автор сквозь призму истории Самарской духовной семинарии пытается показать существовавшие проблемы в системе духовных учебных заведений начала XX в.[24]

В последнее время появилось довольно много публикаций по истории женских епархиальных училищ. Часть из них по своей методологии близка к позитивистским подходам XIX в.[25], ограничиваясь лишь констатацией наиболее важных этапов в истории этих училищ, как то: открытие, строительство зданий, учебные планы. Попыток выявления частных особенностей подобных учебных заведений, как правило, не предпринимается. Не вскрывается отличие самой системы женского духовного образования от других форм образования. Отмеченные моменты характерны для работ М.Г. Белофоста по истории женского епархиального образования в Тамбовской епархии и статей по истории Нижегородского епархиального училища С.М. Мурзинского, И.В. Лебедевой, И.В. Краюшиной[26]. В некоторых из них прослеживается неоправданное стремление к идеализации русского духовенства. Особенно эта тенденция наблюдается в статье Елены Коржевской, опубликованной в журнале «Мера» в 1995 г. и посвященной епархиальным училищам[27]. Стремление автора показать епархиальные училища как «лучшие учебные заведения для девочек в дореволюционной России» порождает немало вопросов, приводит к ошибкам и искажению реальных фактов[28]. В целом следует констатировать, что у исследователей, занимающихся изучением системы женского дореволюционного образования, тема учебных заведений для дочерей духовенства как представительниц определенного сословия пока не заняла подобающего места.

Попытки некоторых авторов рассмотреть историю женских епархиальных училищ в контексте развития определенной системы весьма важны. Можно сказать, что в настоящий момент намечается междисциплинарный подход к изучению этой темы. Она интересует исследователей и с точки зрения изучения повседневной жизни духовного сословия, и как история педагогической мысли. К этому надо добавить и собственно историю Русской православной церкви. Об истории епархиальных училищ можно узнать в исследованиях по истории, педагогике, религиоведению. Например, в диссертации Н.Е. Герасимовой (на соискание ученой степени кандидата исторических наук) епархиальные училища показаны как часть системы духовных учебных заведений Ярославской и Костромской епархий[29]. В кандидатской диссертации по педагогике А.А. Моладиковой Рязанское женское епархиальное училище представлено как определенное звено подготовки педагогических кадров Рязанской губернии[30]. Педагогическая сторона деятельности женских епархиальных училищ стала объектом исследования в диссертации Е.А. Андреевой, представленной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук[31]. Однако пока можно говорить только о начале изучения истории учебных заведений для дочерей церковнослужителей. Многие проблемы, связанные с функционированием системы женских епархиальных училищ, пока еще не получили должного освещения: они не рассматривались в системе действующих учебных заведений России, не исследованы сложные проблемы взаимосвязи системы духовно-учебных заведений с политическими процессами в России в начале XX в. Фигура воспитанницы этого типа учебных заведений, ее социокультурный статус, повседневная жизнь в училище вырисовываются пока еще довольно неопределенно.

В сравнении с рассмотренным аспектом повседневная жизнь студента духовной семинарии нашла большое отражение на страницах современной научной литературы. В частности, в трудах Т. Г. Леонтьевой последовательно показан довольно неприглядный мир семинарской «бурсы»: скудное содержание, бытовая неустроенность, муштра, преобладание наказаний перед поощрениями и т. д. Весьма важным представляется вывод автора о том, что именно тяжелые повседневные будни расшатывали устои веры, развивали формализм церковной службы и способствовали выпуску из семинарии не только верных служителей, но и тех, кто пополнял ряды нигилистов, террористов и революционеров[32]. Весьма интересным является труд В.А. Тарасовой, который вводит читателя в круг проблем студентов духовных академий[33]. Отдельная глава монографии погружает читателя в атмосферу повседневной жизни воспитанников духовной академии: жилищные условия, вопросы питания, устройства общежитий, оказание медицинской помощи. Автор отмечает, что студенческий быт в духовных академиях значительно отличался от быта студентов многих светских университетов и гимназий в лучшую сторону, которые в отличие от духовных академий не располагали своими общежитиями и столовыми. Хотя одновременно отмечается, что в некоторых академиях существовало неравноправие распределения благ цивилизации среди студентов в зависимости от курса.

Определенное влияние на развитие исторически ориентированных исследований оказало направление, возникшее в американской историографии, это «гендерная» история. На сегодняшний день гендерная тема в исследованиях российских авторов и в западной историографии весьма разнообразна. Но при всем этом проблемы, связанные с историей Русской православной церкви, с женской частью духовного сословия, находятся пока еще в стадии осмысления. В американской историографии сделаны первые шаги к изучению женской святости[34]. В отечественных исследованиях наблюдается интерес к изучению динамики социокультурного статуса женщины духовного сословия[35]. Хотелось бы надеяться, что исследования автора настоящей статьи, направленные на комплексное изучение истории учебных заведений для дочерей духовенства, на выяснение роли училищ в общественной и политической жизни, вносят определенный вклад в изучение повседневной жизни женской части духовного сословия и гендерного аспекта истории Русской православной церкви[36].

Таким образом, на современном этапе произошло обращение к новым аспектам истории деятельности церкви. Исследователи стали уделять внимание проведению реформ, деятельности Поместного Собора. Это привело к пониманию неоднозначности церковно-государственных отношений на рубеже веков. На страницах современных исследований появилась фигура сельского и городского священника и его детей, в большинстве своем семинаристов, со всеми присущими этому сословию бытовыми и социальными проблемами. Одновременно наметились междисциплинарные подходы к изучению Русской православной церкви в целом и истории духовно-учебных заведений в частности.

Примечания

1. См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С. 230-233; Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 335.
2. Бабкин М.А. Современная российская историография взаимоотношений Русской Православной церкви и государства в начале XX века (досоветский период) // Отечественная история. 2006. № 6. С. 177.
3. Иеродиакон Питирим (Чембулатов). История Рязанской духовной семинарии. Дипломная работа. Дзержинский, 2003. С. 33.
4. Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999. С. 311 — 318.
5. См., например: Кусова И.Г. Рязанское купечество. Очерки истории XVI - начала XX века. Рязань, 1996; Судовиков М.С. Общественно-политическая деятельность провинциального купечества России во второй половине XIX - начале XX века (по материалам Вятской губернии). Автореферат дис... канд. ист. наук. М., 1999; Филлипов Д.Ю. Купечество города Касимова конца XVIII - начала XX в. Автореферат дис... канд. ист. наук. Воронеж, 1998.
6. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1-П. СПб., 2003.
7. Иванова НА., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX - начале XX века. М., 2004.
8. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX - начале XX вв. М., 2002; она же. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века // Вопросы истории. 2001. № 1. С. 29-43; она же. Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) // Отечественная история. 2001. № 3. С. 170-178; она же. Православное сельское духовенство в условиях модернизации России, вторая половина XIX - начало XX в. Дис... доктора ист. наук. Тверь, 2002.
9. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс... С. 148.
10. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Пер. с англ. Paris, 1974; Zernov N.M. The Russians and their Church. London, 1978.
11. Freeze G.L. The Russian Levities: Parish Clergy in the Eighteenth Century. London, 1977; Freeze G.L. The Paris Clergy in Nineteenth Centaury Russia: Crisis, Reform, Counter- Reform. Princeton, 1983.
12. Manchester Laurie Secular Ascetics: The Mentality of orthodox Clergymen's Sons in Late Imperial Russia / Columbian Uniersity, 1995. P. 635; Manchester Laurie The Secularization of the Search of Orthodox Clergyme's Sons in Late Imperial Russia // Slavic Review 57, № 1 (spring 1998), P. 50-76.
13. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора: государство и церковь в эпоху Александра III. М., 1996; Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999; Федоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003; Кондаков Ю.Б. Государство и церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб., 2003.
14. См., напр.: Толмачев Р.П. Александр II и его время. Кн. 1-2. М., 1998.
15. John Shelton Curtiss. Church and state in Russia the last years of the Empive. 1900-1917. New York, Columbian University. 1940.
16. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Мосс В. Православная церковь на перепутье (1917-1999) / Пер. с англ. СПб., 2001; Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2.
17. Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в Русской православной церкви в начале XX века. Л., 1991; Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской православной церкви XX века // Ученые записки. Российский православный университет апостола Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 5-50; Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.) М., 2002; он же. Православная церковь и Российское государство в 1907-1917 гг.: социальные и политические проблемы. Автореферат дис... доктора ист. наук. СПб., 1997.
18. Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.) М., 2002. он же. Православная церковь и Российское государство в 1907-1917 гг.: социальные и политические проблемы. Автореферат дис... доктора ист. наук. СПб., 1997.
19. Бабкин М.А. Святейший Синод Российской православной церкви и свержение монархии в России (весна 1917) // Вопросы истории. 2005. № 2. С. 97-109; он же. Духовенство Русской православной церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец 1917). М., 2007; он же. Русская православная церковь в начале XX века и ее отношение к свержению монархии в России. Автореферат дис... доктора история, наук. М., 2007.
20. См.: Одинцов М.И. Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг.: споры о церковных реформах, основные решения, взаимоотношения с властью // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 121-138; Белякова Е.В., Белякова Н.А. Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917-1918 гг. // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 139-157; Гюнтер Ш. 1914-1918 гг. как поворотный пункт в церковной истории России // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8. С. 101-120; Федоров В.А. Русская Православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003. С. 269-272.
21. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004.
22. См., напр.: Borsay Peter. The English urban renaissance: Culture a. soc. in the provincial town, 1660-1770 / Peter Borsay Oxford: Clarendon press , 1989; Gao Yunlan. Annals of a provincial town / Gao Yunlan; 111. by Ah Lao; Transl. by Sidney Shapiro. - 2. ed. Beijing: Foreign lang. press, 1980; Feather John. The provincial book trade in eighteenth-century England /John Feather Cambridge etc.: Cambridge univ. Press. 1985.
23. Конюченко А.И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX - нач. XX вв. Автореферат дис... канд. ист. наук. Челябинск, 1996; Стародубцева М.С. Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии в второй половине XIX - начале XX в. Диссертация канд. пед. наук. Курск, 2001; Сушко А.В. Духовные семинарии в России // Вопросы истории. 1996. № 11-12; он же. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884). Автореферат дис... канд. ист. наук. СПб., 1998; Федоров В.А. Духовная православная школа // Очерки русской культуры XIX века. Т. III. Культурный потенциал общества. М., 2001. С. 365-387.
24. Мраморное А.И. Духовная семинария в России начала XX века. Кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007.
25. См., напр.: Еперина Г.С. Из истории Омского епархиального женского училища// Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1997. № 5. С. 35; Герасимова Н.Е. Женское духовное образование в российской провинции во второй половине XIX - начале XX вв. (на материалах Ярославской губернии) // «От мудрости и святости былого...». VII Тихомировские чтения. Тезисы докладов. Ярославль, 1999. С. 1999.
26. См.: Белофост М.Г. Женское епархиальное образование // Вестник Тамбовского университета. Серия - гуманитарные науки. Вып. 2. 2001. С. 46-50.; Краюшина И.В. Нижегородское епархиальное женское училище во второй половине XIX - начале XX века // Город славы и верности России. Материалы историко-краеведческой конференции, посвященной 775-летию Нижнего Новгорода. 26-27 апреля 1996 года. Нижний Новгород. 1996. С. 65-67; Лебедева И.В., Балашова Е. Прошлое и настоящее Нижегородского епархиального духовного училища // Россия и Нижегородский край: актуальные проблемы истории. Материалы чтений Н.М. Добролюбова. Нижний Новгород, 1998. С. 312-314. Мурзинский С.М. Нижегородское епархиальное женское училище в дореволюционный период // Нижегородская старина. Вып. 8. 2004.
27. Коржевская Е. Замолкнет молитва - замолкнет голос совести. История образования в России девиц духовного звания // Мера. Литературно-историко-художественный религиозный философский журнал. СПб. 1995. № 3. С. 74-91.
28. Там же. С. 75.
29. Герасимова Н.Е. Среднее духовное образование в Ярославской и Костромской губерниях во второй половине XIX - начале XX в. Автореферат дис... канд. ист. наук. Ярославль, 2001.
30. Моладикова А.А. Состояние и организация педагогического образования в Рязанской губернии во второй половине XIX - начале XX века. Дис...канд. пед. наук. М., 2006.
31. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX века). Дис... канд. пед. наук. М., 2000.
32. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс... С. 87.
33. Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX - начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005.
34. Meehan Brenda. Holy Women of Russia: The Lives of Five Orthodox Women Offer Spiritual Guidance for Today. San Francisco: Harper San Francisco. 1993.
35. Колесникова В.Л. Женщина духовного сословия второй половины XIX - начала XX столетия: исторический портрет (на примере Курской и Тамбовской губерний). Дис... канд. ист. наук. Белгород, 2007.
36. Попова О.Д. В стенах конвикта... (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ). Рязань, 2006. 276 с; Попова О.Д. Опыт учета общественного мнения в законотворческом процессе (на примере церковных реформ во второй половине XIX - начале XX века) // История государства и права. М., 2007. № 8. С. 32-35. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX - начала XX в. // Педагогика. 2005. № 2. С. 62-67.

Историографическое наследие провинции. Материалы IV научно-практической конференции, посвященной памяти Д.И. Иловайского и М.К. Любавского. Рязань: Изд-во РИАМЗ, 2009.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама