Традиционная вышивка, как форма социальной памяти

Аватар пользователя писарь
Версия для печатиВерсия для печати

Традиционная вышивка исторически сложившаяся система средств, форм и путей накопления, хранения и распределения жизненно важной информации о человеке и окружающем мире. Содержание этого понятия хорошо представлено совокупностью значений латинского слова «мемория», из которых первые восемь относятся преимущественно к живой памяти людей и конкретных социальных групп. Оставшиеся три значения соответствуют древнейшим формам развития «внешней памяти человечества», а именно: «запись», «летопись», «памятник».

Как памятник духовной культуры вышивка представляет собой форму декоративно-прикладного искусства, для которой типично использование иглы как основного инструмента для нанесения рисунка, ткани — как основного материала для росписи и различных по цвету и фактуре нитей.

По своему функциональному назначению древнейшие шедевры традиционной вышивки можно отнести к сфере информационной техники, фиксирующей фундаментальную информацию о метрических константах природы и топологических инвариантах бытия человека, животных и растений. Этим определяются главные мотивы и сюжеты древней вышивки. По форме представления запоминаемой информации вышивка является одной из форм графики, значение которой резко возросло при освоении человеком обширных равнинных территорий приледниковой Евразии.

Зарождение и ранние стадии развития традиционной вышивки относятся ко времени развития Ориньякской и Солютрейской культур, начиная с эпохи «великого пожара» около 44 000 лет назад, зафиксированного сажистым прослоем одиннадцатого слоя эталонной стоянки Молодова-V, и вплоть до отступления ледника примерно 17 тыс. л. до н.э. (23). За это время человек встал на путь технического прогресса и создал фундаментальные каноны изобразительного искусства вообще, особенно вышивки:

«Очевидно, начиная с ориньяка-солютре человек носит сшитую одежду и обувь... Пластическое искусство получило очень широкое развитие. Человек резал из бивня, рога и кости, мягкого камня и, конечно, дерева. Он не только лепил из глины, но ... нередко свои произведения скульптор обжигал... Солютрейская фигура характеризуется своеобразным каноном изображения женщин. Он в общих чертах един для всей приледниковой провинции Европы. По преимуществу эти изображения придерживаются единой схемы, в которой утрированно передаются особенности женского торса, весьма реалистично изображаются груди, таз, бедра, живот, схематично делаются тонкие руки и ноги ниже колена и совершенно условно голова. Лицо изображается исключительно редко. На голове схематично изображается прическа или головной прибор» (2, с.138).

В предледниковый период вышивка сводилась к украшению кожаной одежды и обуви узорами из костяных бусин и зубов хищных зверей. Об уровне соответствующих достижений можно судить по убранству двух могил из культуры Сунгирь на территории Владимирской области. В одной из них обнаружено около 3500 бус, украшавших одежду 60-летнего мужчины. Во второй могиле собрано около 7500 бус из кости мамонта, украшавших одежду погребенных в ней двух подростков мальчика и девочки. Для девочки была оставлена костяная игла, а грудь мальчика украшали семь рядов бус. Эту семерку можно считать символом календаря-семидневки. Аналогичный «календарь» был и в первой могиле. Этот факт свидетельствует об изначальной связи орнамента вышивки с традициями календарной службы. Потому для дешифровки календарной информации, содержащейся в орнаменте традиционной вышивки, необходимо принять во внимание результаты исследования археологами и историками духовной культуры палеолита систем «магических» чисел, записанных графически на костях тотемных животных.

Лидером в этом направлении бесспорно считается чешский ученый К.Абсолон, который обследовал две важнейшие закарпатские стоянки Солютрейской культуры и поставил проблему декодирования системы чисел, указанных нами на рис.2. Полный обзор его публикаций с 1924 г. по 1957 г. дан в книге Б.А. Фролова «Первобытная графика Европы» (22). Из них на русском языке в сборнике трудов Международной конференции АИЧПЕ 1934 г. была опубликована статья «Искусство моравского палеолита». В 1937 г. была опубликована на английском языке работа Абсолона «Древнейший портрет мировой культуры возрастом в 30 000 лет». Обзор полученных результатов дается в работе В.Е. Ларичева (12) .

Заслуга Абсолона состоит, прежде всего, в том, что он стал рассматривать древние носители числовой информации как памятники метрологической культуры и применять методы точных измерений для извлечения этой информации. В результате им было установлено, что в графическом орнаменте на рукоятках инструментов «насечки обычно покрывали 1/2, 1/4, 1/6, 1/7, или 1/8 части всего изделия. Ему удалось выделить 14 вариаций размещения насечек на поверхностях оснований орудий. К.Абсолон попытался разработать далее идею М.Ферворна о насечках как образцах «первобытной арифметики и счета». В группировке насечек блоками по 8, 10, 20, 40, 50 им виделся особо важный смысловой код» (2, с. 35 46).

Опираясь на эти результаты, В.Е. Ларичев выделил среди артефактов палеолита Сибири специальные счетные устройства типа «вечных» календарей коренных народов Сибири, успешно провел их дешифровку, о чем свидетельствуют результаты работ (11) (14) и др. Тем самым были выяснены подлинные причины почитания систем чисел, исследованных Б.А. Фроловым. Выяснилось, что эти системы представляют определенные календарные коды: 243 + 122 = 365, 282 + 82 = 364 и др. (21) . В результате упомянутых и ряда других исследований истоков и социальных функций календаря было установлено: «Календарь ритмическая память человечества, хранитель основ его культуры. Он развивался параллельно с человеческим обществом, проходя соответствующие стадии от примитивных до весьма высокоразвитых форм» (8, с.189). В мотивах традиционной вышивки обнаруживается яркое отображение этого генезиса.

На вышивку, как на важный источник фундаментальной информации о забытых стадиях развития духовной культуры, первым из археологов обратил внимание В.А. Городцов еще в начале 20х годов:

«Городцов увидел в русской вышивке генетическую связь различных элементов геометрического орнамента, ... на многие десятилетия вперед определил пути исследования этих орнаментов.

Именно эти проблемы начинает разрабатывать с конца 1940-х годов в ряде статей Б.А. Рыбаков, привлекая вышивку как самостоятельный источник, при рассмотрении археологического и изобразительного материала», (3, с.181). Замечательные результаты, полученные на этом пути академиком Рыбаковым, изложены в фундаментальных монографиях (17) и (18).

В середине 80-х годов второй соавтор настоящей статьи специально ездил к Б.А. Рыбакову в Институт археологии для получения научных консультаций и имел с ним плодотворную беседу. Однако конкретное задание исследовать вышивку как источник метрологической информации было получено не от Б.А. Рыбакова, а от Б.А. Фролова, который на общественных началах фактически осуществлял научное руководство при подготовке книги (10). Результаты первой стадии этой работы представлены статьей (9), вторая стадия отражена в (10) , а завершение ее в настоящей статье.

Накопленный опыт дешифровки древних памятников метрологической культуры позволяет утверждать, что наибольший эффект в этом деле достигается при комплексном использовании простейших способов кодирования числовой информации, указанных в (5), (6), (7) и др., а именно: единичного нормального кода, единичного позиционного кода и кода резонансов звукоряда. Первый из них является принципом счетных устройств типа абаки и применяется в древних играх в кости, домино и т.п. Большинство исследователей «чисел палеолита» до сих пор ограничиваются именно единичным нормальным кодом. Единичный позиционный код есть принцип обычной линейки. Потому его применение сводится к измерениям и закреплению результатов в социальной памяти графическими символами по стандартам технического чертежа. В работах искусствоведов эти стандарты далеко не всегда учитываются, и нередко результаты измерения фиксируются «самодельными» рисунками. Код резонансов звукоряда обнаруживается в шкалах и принципе действия логарифмической линейки, благодаря чему она может использоваться как средство анализа системы резонансов, которые изначально применялись в качестве символов древних календарей: 3:2 календарь беременности для северного оленя, 4:3 для человека, 2:1 для мамонта, 1:1 для лошади.

Для иллюстрации этого метода рассмотрим систему чисел, закодированных на вычислительном устройстве с поселения Малая Сыя возрастом около 33 000 лет (11, рис. 3). Здесь пропеллеровидная фигура из светло-зеленого змеевика с центральным отверстием в 5 мм содержит по периметру 43 нарезки тремя группами: 6, 20, и 17. Число групп могло служить символом шестилетнего календаря землетрясений, усредненного 20-летнего цикла взросления молодежи и 17-летия как предпочтительного брачного возраста для женщин, обусловленного соответствующим периодом обращения Солнца вокруг барицентра своей системы (10, с. 347) . Не для «года богов», а для обычного года эти же числа обозначают календари: 6-дневку, 360 к 6x60, 20-дневку, 360 = 20x18 и 17-дневку, 357 = 17x21. Геометрические параметры данной фигуры оцениваются в единичном позиционном коде: 1 = 5 мм, контур ромбовидной фигуры, вмещающей скульптуру - 21 =5+6+4+6, большая диагональ 8. Отношения соседних сторон определяют резонансы 5:6, 3:2, 2:3 и 6:5, отношения диагонали к сторонам 8:5, 4:3, 2:1, 4:3. В первом ряду особо выделена квинта код календаря беременности для северного оленя, а во втором кварта для человека, а также октава для мамонта. Этот факт свидетельствует о том, что зарождение традиций животноводства и акушерского дела следует отнести к Ориньякской культуре.

Именно в эту эпоху в ареале формирования «человека разумного» (2) сложились древнейшие мотивы и каноны вышивки как формы внешней памяти человечества. Декодирование фундаментальной информации, содержащейся в орнаменте вышивки разных эпох, позволяет реконструировать историю духовной культуры от ледниковой эпохи вплоть до наших дней. Не претендуя на решение данной задачи, попытаемся отметить некоторые вехи этой истории путем сравнительного анализа образцов информационно-измерительной техники, с одной стороны, и традиционной вышивки с другой.

Из известных нам шедевров информационно-измерительной техники эпохи мамонтоводства отмечена линейка из бивня мамонта, которая детально проанализирована в (7) на рис.1. Результаты сопоставления ее с образцом традиционной вышивки, найденным в одной из деревень Рязанщины в наши дни, представлены нижестоящим рисунком.

Рис.1. Календарные коды в структуре солютрейской линейки и в орнаменте совеременной традиционной вышивки
Рис.1. Календарные коды в структуре солютрейской линейки и в орнаменте совеременной традиционной вышивки

Общим для обоих случаев являются коды календаря 7-дневки: 364 = 7x52 =14x26. Однако в первом случае с помощью мелкого штриха в начале шкалы представлен код 17-дневки, 17x21 = 7x51 = 357, который не просматривается в орнаменте. Зато в вышивке явно выражен месячный «женский» календарь биоритмов и физиологических циклов, код которого совпадает с кодом «магнитного» календаря беременности: 4:3 = 28:21 = 360:270 = 12:9.

Соответствующие достижения Мадленской метрологической культуры запечатлены рассмотренной на рис. 2 лучевой костью волка со шкалой в 106 мм, равной длине отмеченной на рис.1 линейки из мамонтовой кости.

Если 1 мм считать символом суток, то длина артефакта выражает половину срока беременности лошади, а резонанс 106:100 = 18:17 = 360: 340 оказывается кодом соответствующего календаря. По Аристотелю, древние скотоводы определяли этот срок в 12 «магнитных» месяцев, так что отношение его к периоду беременности женщины определяет резонанс 6:5. Данный резонанс на рис.2 выделен отношением наиболее выделенных чисел 30:25 и размеров 106 мм : 80.

Прогресс техники кодирования фундаментальной информации за время жизни в условиях ледника проявился в том, что записи становятся все более краткими и информационно емкими благодаря структурированию текста как системы символов единицы измерения и использованию для одного единичного символа сразу нескольких единиц измеряемой величины в разных контекстах с применением формул арифметики. Наглядный пример такого кодирования календарной информации дает следующий артефакт послеледниковой эпохи развития оленеводства.

Рис.2. Календарные коды в структуре мадленской кости волка
Рис.2. Календарные коды в структуре мадленской кости волка - по фотографии из (4)

Если единицей времени считать сорокадневку, то 18 «галочек» в середине данного текста означают двухлетний период беременности мамонтихи, причем один год обозначен отдельной группой из 9 единиц. Для единицы в 20 суток это же число 18 означает «магнитный» год в 360 суток. Если единица означает 15 суток, то этот же год выражается числом 24, т.е. группой всех «галочек», а 18 срок беременности женщины.

Для единицы 10 срок беременности обозначен общим числом единиц 28 в середине, а год пределом счета: 36 = 24 + 4x2 + 4. Среди всех носителей такого рода информации в сфере традиционной вышивки первое место по значимости занимает ритуальное полотенце:

«Специально ритуальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. На полотенце подносили хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенце несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце-«набожнике» помещали иконы ... Вышивки отразили не только представления, связанные с оленями и роженицами, но и отмирание оленьих праздников. Полотенца с кругами висели вместо календарей» (17, с.471 509).

Для иллюстрации рассмотрим конкретный образец ритуального полотенца.


Рис.3. Календарные коды в структуре мадленской "чуринги" из пещеры Истюриц по фотографии из (20)

Рис.4. Календарные коды в орнаменте вышивки на концах полотенца - по фотографии 1996 г. из коллекции Е. Колодкиной.
Рис.4. Календарные коды в орнаменте вышивки на концах полотенца - по фотографии 1996 г. из коллекции Е. Колодкиной.

Числом элементом орнамента здесь наиболее ярко символизируется календарь беременности 4:3 = 360:270. В позиционном коде этот же календарь выражен пропорциями поля вышивки на концах полотенца.

Числом 96 обозначен земледельческий календарь, как и на рис.12, а также на стелах Иси, рассмотренных в (7) и (10). Б.А.Рыбаков обнаружил в орнаменте древнерусского кувшина из Черняховской культуры следующий факт:

«Всего квадратиков в верхнем поясе 127 ... В нижнем ... всего 96 дней-квадратиков. В 96 полностью укладывается наземная жизнь ярового поля ... 127 от сева старого зерна до получения нового зерна» (18, С.І89) . При этом 127:96 = 4:3 означает указанный выше код беременности.

В орнаменте традиционной вышивки встречаются древнейшие календарные коды, основанные на счете жизненно важных биоритмов в пределах «магнитного» года в 360 дней. Соответствующие календарные системы сохранились до наших дней в Индонезии:

«Аграрный календарь вуку отмечает все этапы сельскохозяйственного сезона как на Бали, так и на Яве... Год по этому календарю состоит из 210 дней. Он делится не на месяцы, но на 6 периодов, состоящих из 35 дней. На протяжении одного года одновременно идет 10 недель, насчитывающих от 1 до 10 дней.» (8, с.173). Аналогом здесь может служить представленная на рис.5 календарная система.

Здесь, как и на рис.3, даны свидетельства параллельного использования в календаре шкал времени, в каждой из которых в качестве единицы указан особо важный биоритм. Соответствующие спектры биорезонансов успешно используются в современной технике при разработке средств хрономагнитотерапии (25) . Именно такого рода информация, а не профессиональные знания «первобытных астрономов», фиксировалась десятки тысяч лет по строгим канонам в орнаменте традиционной вышивки. Археологи при дешифровке древних календарей ориентируются на археоастрономию и потому испытывают большие затруднения(17,с.509).

Рис.5. Система мер и календарные коды в структуре декоративного коврика - по фотографии 1996 г. из коллекции Е. Колодкиной
Рис.5. Система мер и календарные коды в структуре декоративного коврика - по фотографии 1996 г. из коллекции Е. Колодкиной

Традиционная царская вышивка отличалась от народной тем, что особо важная календарная информация в ней выражалась с помощью драгоценных камней и крупного жемчуга. Потому шедевры вышивки были одновременно образцами ювелирных изделий. Для примера рассмотрим два таких образца.

Рис.6. Календарные коды в структуре оморфа XVII в.
Рис.6. Календарные коды в структуре оморфа XVII в. - по фотографии из (24)

Пять крупных камней в середине поля символизируют одновременно и пространственную структуру плоского мира, и календарь 5-дневки, и предельный срок беременности в 288 дней: 360:288 = 5:4. Код оптимального срока беременности , т.е. 4:3, выражен отношением двух главных размеров 26-лепестковой розетки, в которой каждый лепесток означает одну «луну» в 14 дней, как и на рис.1. Единица счета в календаре 20-дневки представлена 4 группами по пять крупных жемчужин. Числом жемчужных колец лан код календаря беременности для северного оленя — 3:2. Традиции такой вышивки развиваются с эпохи Сунгири. В композиции другого образца царской вышивки выражены одновременно идея солнца в виде креста, восходящего над миром, а также образ матери, породившей мир, т.е. типичный для традиционной русской вышивки образ роженицы (17), (18) .

Ширина пелены в 120 единиц выражает «магнитный» год 360 дней = 120x3 дня, 96 предельный срок беременности, 92 нормальный срок. Составляющие престол 18 золотых пластин и 2 «рога» символизируют год 20-дневки: 18 + 2 = 20, 20x18 = 360. Определяющее роженицу число 94 соответствует сроку жизни на «белом свете» зернового поля. Код нормального срока беременности выражен отношениями как главных чисел 150:114 = 4:3, так и главных линейных размеров иконы 60:45 = 4:3.

Рис.7. Календарные коды в структуре пелены - вклада семьи Бориса Годунова в Троице-Сергиеву Лавру
Рис.7. Календарные коды в структуре пелены - вклада семьи Бориса Годунова в Троице-Сергиеву Лавру - по фотографии из (24)

В традиционном искусстве вообще, особенно в вышивке, самым распространенным символом является ромб: «Ромбический орнамент известен, начиная с палеолитической древности и кончая современностью, на протяжении более двух десятков тысячелетий ... в вышивках, в резном дереве, в плетении и во всех других видах народного искусства». (17, с.86) Этот факт объясняется тем, что ромбом выражались одновременно идеи матери-земли и тотема в виде ромбического наконечника копья, дарующего путем обработки земли души всего живого. Иначе это же единство выражалось мотыгой из кости тотемного животного, с помощью которой женщины обрабатывали землю. Такие мотыги широко известны в Трипольской культуре. Однако в 7-м слое стоянки Молодова-V возрастом около 23 000 лет обнаружен набор мотыг. Самая крупная из них символизировала тотемное животное, «душу-меру» в 42 см, а остальные пять «рожениц» и работниц с «душами» в 21 см, 24 см, 25 см, 27 см и 28 см. Рассмотрим «душу» в 28 см, которая сохранила следы краски и контур фигуры.


Рис.8. Система "душ-мер" в структуре ритуальной могилы эпохи наступления ледника - по рисунку 23 из (23)

Аналогом данного набора мотыг в Трипольской культуре является 6 стандартов терракотовых фигурок: 1 – «Род» с перевязью через плечо, 2 – «роженица», 3 – «просительница», 4 – «охранительница домашнего очага», 5 – «хозяйка» зернового поля, 6 – «хозяйка» растительности лугов и лесов. В обоих случаях просматривается идея божественной супружеской пары. В энеолите Индии идея жизни выражается как брак женщины с тотемом: «В протоиндийских изображениях нередки мифические сцены, показывающие разные варианты «брака богов»... Одним из выразительных примеров является сцена, изображающая «брак» богини Земли с гавиалом» (8, с.97).

Традиция эта сложилась в эпоху тотемизма при зарождении растениеводства и скотоводства. Самым ярким примером тому является состоящая из одних геометрических линий женская фигурка на бивне мамонта, о которой В.Е.Ларичев сказал: «Кормилица из Пржедмости. Попробуйте прочесть знаковую запись» (14, с.278). Результаты нашей работы по выполнению этого задания представлены следующими рисунками.

Рис.9. Система мер и календарные годы в структуре ритуальной мотыги из бивня мамонта
Рис.9. Система мер и календарные годы в структуре ритуальной мотыги из бивня мамонта - по фотографии из (4)

Длина данной мотыги равна главному размеру самой крупной кирки с 7-го слоя стоянки Молодова-V » и определяет древнерусский локоть в 44 см. Рабочая часть мотыги равна 17 см, а длина тела – 18 см, тогда как резонанс 18:17 дает код календаря беременности лошади, 21:14 – северного оленя, 25:19 – женщины и т.д. Однако на рис. 8 квинта как код срока беременности северного оленя представлена более точно сразу по нескольким шкалам: 3:2 = 6:4 = 9:6 = 28:19. Отношение концов здесь дает квинту второй октавы, а на рис.9 полутон 17:9 = 15:8.

Анализ изображенной на бивне женской фигуры привел к выводу, что она является символом двух ипостасей бытия Матери-природы, каждое из которых определяется своим направлением линейной шкалы вдоль продольной оси координат.

Рис.10. Шкалы и календарные коды в структуре женской фигуры на мотыге из бивня мамонта
Рис.10. Шкалы и календарные коды в структуре женской фигуры на мотыге из бивня мамонта - по фотографии из (4)

При ориентации оси снизу вверх рисунок представляет собой символ мистической связи женщины со своим тотемом мамонтом. Мамонт неявно представляется таким, как он изображен на стене французской пещеры Комбарель (22, с. 36) , а именно: мамонт прижимает к своему сердцу конец изогнутого хобота. На нем-то и сидит женщина, в чреве которой изображен колос с 20 зернами – символ человека.

В перевернутом положении этот же рисунок дает сцену брака Матери-земли с небом первоисточником мировой гармонии.

Принцип двуипостасного представления бытия, согласно которому метрологическая информация записывается сразу по двум противоположно направленным шкалам, прослеживается на всех стадиях развития духовной культуры от ледниковой эпохи вплоть до начала XX в. Для примера рассмотрим один из ярких образцов вышивки на концах полотенца из северных областей России.


Рис.11. Система мер и календарных кодов в структуре трехчленной "платоновской" души мира - по фотографии из (1)

В нормальном положении эта душа символизирует девушку с поднятыми руками всех трех частей души. Ее главные коды 11:9 и 3:2. В перевернутом положении эта же фигура представляет роженицу, причем верхний цветок как символ головы «просительницы» оказывается здесь символом порождаемого плода.

Главные коды роженицы 11:9 и 4:3. Это значит, что дочь занимается оленеводством, мать сама рожает, причем обе они принимают роды у кобыл и коров. Так было в традиционной деревне.

Традиционное занятие сельских женщин выращиванием яровой пшеницы отражено в орнаменте следующей вышивки.

Рис.12. "Древнеегипетская" система мер и календарные коды в структуре символа древнерусской "матери урожая"
Рис.12. "Древнеегипетская" система мер и календарные коды в структуре символа древнерусской "матери урожая" - по фотографии из (1)

Если размер элементарной клеточки данной вышивки символизирует 1 сантиметр, то канон изображения человеческой фигуры будет той же системой мер, что представлена размерами древнеегипетской стелы Иси (7, рис.9). Когда же данная единица счета выражает 1 сутки, то максимальным размером фигуры по высоте символизируется время жизни ярового поля от первых всходов до уборки урожая (18) . При этом оказываются ярко выраженными календари 6-дневки, 7-дневки и 9-дневки. 15 косичек на голове означают календарь 15-дневки, описанный нами на рис.3. Числом квадратов на переднике записан целый год: 7x52 = 364. В заключение рассмотрим особо «наукоемкий» образец традиционной вышивки, сохранивший в своем орнаменте память о древнейших системах мер и календарных кодах.

Рис.13. Древние меры и календарные коды в орнаменте вышивки на оплечье женской рубахи 1 половины 19 в., Архангельская губ.
Рис.13. Древние меры и календарные коды в орнаменте вышивки на оплечье женской рубахи 1 половины 19 в., Архангельская губ. - по фотографии из (3)

Эта вышивка символизирует Мировую гору в виде ступенчатой пирамиды, воздвигнутой на прямоугольном основании с пропорцией сторон 2:1, которое богато расписано ромбами с отростками и символами растительности. По свидетельству Б.А.Рыбакова, «ромб появился в позднепалеолитическом искусстве как сознательное воспроизведение рисунка мамонтовой кости, как обобщенный символ мамонта – блага ...В женской народной одежде ромбический орнамент сохраняется вплоть до XX в.»(17,с.92). В мальтинском ожерелье с подвесками 120 бусин символизируют магнитный год в 360 суток, так что каждая бусина означает трехдневную неделю. Здесь, как и на рис.5, календарь 3-дневки представлен кодом календаря беременности женщины 4:3 тем, что числа 120 и 84 даны в одной системе, причем 120:84 = 4:3. «Число Богородицы» 21 выражает при этом срок беременности в календаре 12-дневки, точнее, его минимальное значение в 252 дня при нормальных родах. В календаре 10-дневки это значение выражается числом 260, которое фигурирует к календарной системе древних майя как число дней в году, называемом словом «цолькин». Базовой единицей времени там является год «тун» в 360 суток. В древнеамериканских календарных системах отсутствует год в 340 суток, который на рис. 13 выражен размером 340 мм. Этот период означает квантованное значение «драконического» лунного года, т.е. периода повторения лунных затмений, совпадающих по величине с периодом беременности лошади. Это означает, что коневодство в Евразии имеет несравненно более глубокие традиции и знания по сравнению с Америкой, которая заселялась «дикими» охотниками и собирателями, а не людьми с производящим хозяйством. Пять ступеней «пирамиды» на рис. 13 означают 5 стадий процесса беременности по 52 дня каждый. Так что 52 штриха на кости мамонта из рис.1 могли означать не только год из 52 семидневок, но и стадию развития плода в материнской утробе в 52 дня, аналогичную известной сорокодневке.

Линейными размерами на рис. 13 выражены знаменитые меры древности: «персидский» фут в 340 мм, «фракийский» фут в 290 мм, «древнерусский» эталон пяди в 200 мм, равной пятой части одного метра. Аналогичные факты обнаруживаются и в других древних традициях вышивки со строго геометризированным орнаментом. Например, в работе (16) на рис.3 представлена скатерть размером 250x250 см, в орнаменте которой четко выражена система квадратов со сторонами: 36 см – филетерийский фут, 60 см –международный локоть, или удвоенный «римский» фут в 30 см, 84 см – учетверенное значение пяди в 21 см, особо выделенной на рисунках оружия в (7), 100 см = 1 метр, а также 230 см и 240 см.

Изложенные выше факты позволяют утверждать, что в орнаменте традиционной вышивки содержится богатая метрологическая информация, всесторонний анализ которой позволяет составить представление о забытых стадиях развития мировой культуры, особенно об истории культуры коренных народов Евразии, начиная с ледниковой эпохи и вплоть до наших дней.

Список использованной литературы

1. Богуславская Н.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972.
2. Герасимов М.М. Люди каменного века. М.: Наука, 1964.
3. Дурасов Г.П. и др. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства, г.Москва: Альбом и каталог. М.: Сов. Россия, 1990.
4. Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага: Артия, 1982.
5. Злотников Л.М. О древнейших кодах в памятниках культуры. Рязань, 1986. Деп. в ИНИОН. №28789 от 20.03.87.
6. Злотников Л.М. Об истоках метрологии// Сб.: Методология и методика археологических реконструкций. Новосибирск: Изд-во СО РАНД994. 7. Злотников Л.М. и др. Об истоках законодательной метрологии // Рязанский историк. 2009. №9.
8. Календарь в культуре народов мира. М: Наука, 1993.
9. Кардозо Фернандес М.Л. Вышивка как памятник древнерусской метрологической культуры. Рязань, 1997. Деп в ИНИОН. №52344 от 21.02.97.
10. Кардозо Фернандес М.Л, Традиционная метрологическая культура: Сущность и значение. М: Прометей. МГПу, 2006.
11. Ларичев В.Е. Скульптурное изображение женщины и лунно-солнечный календарь поселения Малая Сыя / / Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Серия истории, филологии и философии. Вып.1. 1984.
12. Ларичев В.Е. Лунно-солнечная календарная система Мальтинской культуры. Постановка проблемы. Новосибирск: Препринт ИИФФ СО АН СССР, 1984.
13. Ларичев В.Е. Лунно-солнечная календарная система Мальтинской культуры. Ожерелье с подвесками. Новосибирск:Препринт ИИФФ СО АН СССР, 1984.
14. Ларичев В.Е. Заря астрологии. Новосибирск: Изд-во ИАЭ СО РАН, 1999.
15. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978.
16. Работнова И.П. Тамбовская вышивка. М.: Госместпромиздат, 1963.
17. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
18. Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
19. Скифские погребальные памятники степей Северного Причерноморья. Киев: Наук, думка, 1986.
20. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.
21. Фролов Ъ.А. Начала первобытной символики // Историко-филологический журнал. 1984 №1.
22. Фролов Б.А. Первобытная графика Европы. М.: Наука, 1992.
23. Черныш А.П. Эталонная многослойная стоянка Молодова-V. Археология // Многослойная палеолитическая стоянка Молодова-V: Люди каменного века и окружающая среда. Материалы к конгрессу ИНКВА. М.: Наука, 1987.
24. Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М.: Искусство, 1955.
25. Беркутов А.М. и др. Фундаментальные основы комплексной хрономагнитотерапии // Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2003. №7.

Злотников Леонид Макарович
Кардозо Фернандес Марина Леонидовна

Источник: Научный журнал "Рязанский историк", №11, 2011 г.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама