Казачья церковь

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Именно так называют в Рязани храм Преображения Спаса на Яру, расположенный недалеко от кремля на правом, крутом берегу реки Трубежа.

НА МЕСТЕ КЛАДБИЩЕНСКОЙ ЧАСОВНИ

Не знаю, как сейчас, но по состоянию на 1994 г. в фондах Рязанского краеведческого музея в кремле хранился антиминс (ткань с изображением лика Христа для причастия), на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.— Е. Д.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков».

На основании этого краеведы делают вывод о том, что церковь Преображения Спаса на Яру в деревянном исполнении была сооружена именно в 1612 году. На месте этого храма ещё до его постройки существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога. Кладбище это ликвидировали после церковного раскола времён патриарха Никона.

История церкви Спаса на Яру в Рязани

В 1687 году деревянный Спасоярский храм был уничтожен пожаром, но вскоре на том же месте снова возвели деревянную церковь. Через восемь лет вместо неё построили на средства стольника Ивана Вердеревского каменный храм и колокольню, внешний облик которых во многом сохранился и поныне. Храмоустроитель Иван Иванович происходил из древнего дворянского рода, основателем которого был зять Олега Рязанского. Предки Ивана Вердеревского жили в XV-XVII вв. в Переяславле-Рязанском и были похоронены на бывшем Преображенском погосте.

ПРИ ОТЦЕ ЕВГЕНИИ

Существующая сегодня Спасоярская церковь за время своего существования несколько раз подвергалась ремонту и перестройке. Значительные изменения в её облике произошли в 1891 году. Тогда, как сказано в архивном документе, «фигурный портал на южном фасаде был перемещён левее прежнего, а на сем месте устроено окно. По всей вероятности, в это же время был ликвидирован и северный портал. Справа и слева колокольни были устроены подсобные помещения, отчего юго-западный угол трапезной был удлинён до внешнего угла колокольни, а северо-западный — продлён с выступом до 3 метров. Наличники древнего рисунка окон срублены, а вместо них устроены алебастровые в эклектическом стиле. Тогда же были заменены 4 наугольных креста более примитивного рисунка».

В конце XIX века настоятелем Спасо-Преображенской церкви стал выпускник Московской духовной академии Евгений Петрович Мелехов, женатый на дочери бывшего священника этого храма Павла Степановича Миролюбова. При отце Евгении купола церкви и шатёр колокольни были покрыты оцинкованным железом. С западной стороны колокольни вместо деревянного соорудили каменный тамбур. Тогда же устроены были новые полы и рамы в окнах, а также в очередной раз изменены алебастровые наличники окон.

В начальный период деятельности отца Евгения появились новые врата и каменная, с железной решёткой ограда. Отремонтировали отопительные печи и устроили вентиляцию. Стены храма внутри отделали под мрамор. А в нишах кокошников, по периметру четверика, были изображены на жести лики русских православных святых.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

В 1924 году советская власть закрыла Спасоярскую церковь Протоиерея Евгения Мелехова, отца семерых детей, арестовали и выслали по этапу. В здании храма оборудовали инкубатор для кур, а позднее, в годы Великой Отечественной войны, стали использовать в качестве жилья для граждан. В 50-е годы, после сделанного наспех ремонта, сюда переехала Морская школа ДОСААФ, которая «обучала советскую молодёжь, желающую служить в военно-морском флоте». Вибрация дизельных моторов, способных двигать корабли, разрушала стены святыни.

В начале 1994 года здание церкви на правах аренды передали Рязанской епархии. А 19 августа того же года, в праздник Преображения Господня, его освятил управляющий Рязанской епархии архиепископ (позднее — митрополит) Симон (Новиков).

В восстановлении святыни существенную помощь оказывали рязанские казаки. Так и стал «казачьим» батюшкой протоиерей Сергий (Пушкин), и поныне являющийся настоятелем Спасо-Преображенского храма.

Некоторые прихожане сложившейся в середине 90-х годов XX века Спасоярской православной общины и сейчас приходят помолиться в «казачью» церковь, восстановленную их руками, но уже не одни, а с детьми и внуками.

Евгений Дмитриев

Газета «Панорама города», № 33 (742) 2010 г.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама