Южные ворота Рязани

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Когда-то на месте вокзала «Рязань-2» стояла роща, позже размещался «Сад отдыха». Эту станцию гордо величают «южными воротами города».

Место, где сейчас располагается привокзальная площадь станции «Рязань-2», ранее принадлежало к Троицкой слободе. Здесь густо росли деревья Ново-Павловской рощи, да перерезал местность глубокий овраг. Так было вплоть до 1864 года, когда через наш город пролегла железная дорога и была построена первая железнодорожная станция.

В 1866 году железная дорога от Рязани получила продолжение в южном направлении до города Козлова (Мичуринск).

Специально для этого в 1865 году над глубоким оврагом Ново-Александровской улицы (Первомайский путепровод) выстроили железнодорожный мост, соединивший единственный вокзал Рязани с путями ветки южного направления. Но при строительстве что-то перемудрили с системой стоков для воды - после дождей скапливалась огромная лужа, такая, что проехать под путепроводом было почти невозможно. До тех пор пока Ново-Александровская улица была мощена булыжником, влага потихоньку сходила меж камней.


Современный вид вокзала "Рязань-2"

В начале 70-х годов XIX века на месте, прилегающем к оврагу, были посажены фруктовые деревья, разбиты цветники и установлены скамьи. Так, еще до того, как появился в Рязани второй вокзал, здесь расположился «Сад отдыха рабочих железной дороги», он просуществовал до 1891 года. В начале 90-х годов того же века была устроена вторая товарная станция «Рязань-2», специально для южного направления, в газетах того времени она была гордо названа «южными воротами города». Но до 1917 года пассажиров обслуживал только один громадный первоклассный вокзал «Рязань-1».

Появившаяся железная дорога давала хорошую и прибыльную работу крестьянам Троицкой слободы. Они получали от 600 рублей в год, 6 % от заработка отчислялось на будущую пенсию (учитель в то время получал 350 рублей в год). Кроме того, железнодорожникам полагались привилегии при проезде и два комплекта рабочей одежды в год.

Первоначально площадь рядом с южной товарной станцией была намного больше, и окружали ее множество складов да покосившиеся трехоконные деревянные домики, потемневшие от времени. Разросшиеся плодовые деревья по весне наполняли воздух ароматом цветения, но даже он не перебивал специфических запахов железной дороги.

В 1935 году в нашем городе появилась площадь имени Георгия Дмитрова, она располагалась там, где сейчас стоят жилые дома (рядом с ТЦ «Виктория-Плаза») на площади Победы.

В 1964 году снесли старое здание вокзала «Рязань-2». Это объяснили его «физическими и техническими несоответствиями современным требованиям». Новое здание вокзала сооружалось около трех лет, благодаря процветающему в то время долгострою. Однако строителей поджимали сроки - новый вокзал предполагалось открыть к празднованию 50-летия Советской власти. Поэтому за 1967 год (в год сдачи объекта) строительных работ выполнили в два раза больше, чем за предыдущие два года. Благодаря стахановским темпам новое здание вокзала сдали досрочно. В вокзале располагались телеграф, телефон, автоматическая камера хранения, три зала: с кассами дальнего следования, пригородный, для транзитных пассажиров; парикмахерская и ресторан. Новшеством того времени явился тоннель - подземный подход к железнодорожным платформам. Вокруг вокзала обустроили площадь, с двух сторон окруженную небольшими скверами, основой которых стали старые яблоневые деревья бывшего «Сада отдыха».


Так выглядел вокзал "Рязань-2" до его перестройки в 1960-х годах

В 1972 году вокруг площади снесли остатки деревянных домов. Построили и открыли два новых больших магазина. В 1974 году на привокзальной площади открыли новую гостиницу на 388 мест. Ее назвали «Ловеч», в честь 30-летия социалистической революции в Болгарии. А привокзальной площади присвоили имя «неутомимого борца за свободу и счастье трудового болгарского народа» Георгия Дмитрова. Здесь открыли архитектурный комплекс, посвященный советско-болгарской дружбе. В чаше-факеле посадили куст ярко-алых роз, специально привезенных из Болгарии.

Элли Серёгина.

Газета «Родной город», №32, 2011

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама