Особенности краеведения в современный период

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Возникший в последние два десятилетия и всё продолжающий возрастать интерес к краеведению в настоящее время выражается в появлении соответствующей школьной дисциплины и даже преподавании краеведения в самых различных средних и высших учебных заведениях. Это явление рассматривается как форма патриотического воспитания и именно поэтому особенно приветствуется.

Между тем появление новой дисциплины, да ещё имеющей особенности в каждом селе или городе, создаёт немало трудностей. Для их преодоления, несомненно, нужны объединённые усилия специалистов, которые, прежде всего, определили бы главные направления в преподавании краеведения, предложили бы варианты учебных программ по краеведению, составили бы учебники и учебные пособия для каждой конкретной местности.

Не претендуя на решение всех этих вопросов, автор излагает лишь свои принципиальные соображения о состоянии преподавания краеведения в настоящее время.

Прежде всего, в большом количестве случаев краеведение по-прежнему считается сферой деятельности географов и историков. Именно учителям истории или географии чаще всего поручаются уроки краеведения. Однако географы и историки могут и без того ввести в свои программы «местный материал» и время от времени упоминать, например, о местных реках или озёрах, земляках участниках последней войны и т. п.

На самом же деле краеведение должно быть не дополнением к какому-либо предмету, а самостоятельной дисциплиной, использующей для своей цели другие науки. Целью же краеведения, на мой взгляд, может быть только одно воспитание любви к Отечеству, отчизнолюбия. С этой позиции преподавать краеведение может и даже должен любой школьный учитель, если, конечно, мы предполагаем в нём непременное наличие патриотизма.

Любой предмет может и должен быть использован в краеведческих, т.е. патриотических целях. Можно, например, говорить о звёздах данной местности, о местном умении определять по звёздам время, час ночи, о местных названиях звёзд. Можно заниматься изучением особенностей местного говора, местного диалекта, редких слов и выражений в местном языке.

Таким образом, участвовать в преподавании краеведения теоретически могут все школьные (и вузовские) преподаватели. Это будет выглядеть так же естественно, как и то, что весь педагогический коллектив занимается воспитанием детей.

При подобном подходе к преподаванию краеведения этот предмет может изучаться в течение нескольких лет, а ещё лучше в течение всего периода обучения в школе или вузе. При этом он может быть разделён на несколько самостоятельных курсов, каждый из которых закрепляется за преподавателем-предметником. Названия курсов могут быть самыми различными: «Русские художники-пейзажисты. Русский пейзаж», «Русская народная песня», «Русские народные сказки», «Крестьянская усадьба и изба», «Старинные обычаи данной местности», «Малые реки нашего края», «Творчество местных писателей и поэтов», «Лошадь и её использование в крестьянской жизни» и т.д.

Другой особенностью краеведения является требование непременного выхода его за границы кабинетной науки. К сожалению, многие стороны действительно русской жизни почти исчезли из окружающего мира. Поэтому невозможно говорить о русской печи или маленькой речке без показа детям предмета разговора. Требуется выйти к этой реке, показать избу изнутри, растопить печь, раздуть самовар, попробовать чай из самовара, запрячь лошадь. Разумеется, такие уроки оказываются достаточно сложными в подготовке и проведении, но зато и цели они достигают самой высокой любви к Отечеству,
Особенно важен такой метод изучения для городских жителей, которые очень многое из крестьянской жизни просто не представляют и даже многих слов на эту тему никогда не слышали (например, «нива», «гумно», «овин», «подпруга», «буква фита», «стрежень», «подрясник» и т.д.).

На основании всего изложенного преподавание краеведения представляется автору в следующем виде:
- краеведение признаётся не вспомогательной, а главнейшей школьной и вузовской дисциплиной, поскольку на него в первую очередь возлагается воспитание любви к Отечеству;
- занятия краеведением должны проводиться на протяжении нескольких лет или даже в течение всего периода обучения в школе или в вузе;
- при долголетнем занятии краеведением оно должно состоять из циклов различных тем, освещающих историю, географию, природу, этнографию, языкознание, культуру и прочие стороны истории края и его народа. В этом случае преподавание каждого цикла будет проводиться соответствующим специалистом-предметником и весь педагогический коллектив окажется вовлечённым в воспитание учащихся;
- создание такого расширенного курса, кроме всего прочего, повысит качество преподавания (каждый предметник будет вести строго свою дисциплину) и освободит учителя от необходимости включать краеведческий материал в обычные занятия по предмету;
- как и другие предметы, краеведение должно иметь свои методические советы и объединения, программы, учебники и учебные пособия. Без наличия последних преподавание краеведения должно вестись лишь в крайних случаях.

В. Н. Алексеев, доцент Московского областного педагогического института

Источник: "Город Ликино-Дулево. Страницы истории. Материалы краеведческой конференции".

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама