Жизнеутверждающий талант

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Совсем немного времени остаётся до самого любимого всеми нами праздника. А уходящий 2011 год знаменателен в том числе и тем, что исполнилось 100 лет со дня последнего появления на Рязанщине Семёна Гавриловича Никифорова. Имя этого художника-передвижника известно сейчас ценителям русской живописи во всём мире.

ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ ЛЮБОВЬ

В 20 километрах от Рязани расположена областная детская туристская база «Серебряные пруды» (на топографических картах это место обозначено как деревня Сажнево). Находится она примерно посредине между железнодорожной станцией мичуринского направления Денежниково и деревушкой Романцево, что на пронской дороге. В конце XIX — начале XX века Сажнево принадлежало помещикам Натальиным. В это имение в конце 1901 года впервые приехал никому ещё не известный в то время художник Семён Никифоров. Он учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с Ольгой Николаевной Натальиной, дочерью умершего к тому времени владельца Сажнева. Отношения молодых людей к моменту приезда на зимние каникулы в рязанскую деревню были уже более чем близкими. Их официально считали женихом и невестой. Ольга влюбилась в Никифорова безрассудно и страстно, чему удивлялись все их однокашники, потому что Семён, сын крестьянина-иконописца из Тверской губернии, внешне был очень непривлекательным. Ещё в младенчестве его из рук выронила пьяная нянька, в результате чего мальчик сильно повредил позвоночник и остался на всю свою жизнь горбатым, малорослым и слабосильным.

Управляла Сажневским поместьем в 1901 году Александра Николаевна Натальина (в девичестве Левицкая), мать Ольги. Увидев избранника дочери, она объявила ей, что согласия на венчание с Никифоровым не даст. И тогда молодые стали жить в Москве в гражданском браке. Три года потребовалось для того, чтобы Александра Николаевна смогла смириться с неизбежным. В 1904 году, уже по окончании училища, Ольга и Семён официально стали супругами и переехали в Сажнево на постоянное место жительства.

ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО

В 1905 году Никифоров вступил в Товарищество передвижников. И несмотря на то что всю жизнь его преследовал комплекс неполноценности, он активно представлял работы на передвижных выставках. Имея сильную волю и испытывая страстную жажду жизни, этот человек брался за решение любой проблемы, порой переоценивая собственные силы.

Он очень хотел быть титаном, великие подвиги совершающим, бороться с помощью искусства со всевозможными негативными проявлениями окружающей жизни. И в результате художник порой работал на пределе физических возможностей, подрывая свою слабую нервную систему и часто попадая в больницы. Тем не менее, когда ему советовали поберечь здоровье, чтобы сохранить жизненные силы ради дальнейшего служения искусству, он по большей части отшучивался. А если напрямую говорили, что перенапряжением в работе он загоняет себя в гроб раньше срока, Никифоров отвечал, что «ворон двести лет живёт, да мертвечиной питается, и лучше пасть сразу в бою, чем тянуть длинную канитель бесполезного спокойствия». Эти слова отражали жизненное кредо талантливого художника, прожившего действительно недолгую (всего лишь тридцать пять лет), но яркую и плодотворную жизнь.

В 1909 году сердце Семёна Гавриловича начало работать с перебоями. Всё чаще появлялись приступы удушья. Художник уехал на лечение в Крым, а затем в Италию. Но хвалёный благоприятный климат и даже именитые врачи не смогли помочь.

В конце 1911 года Никифоров в последний раз побывал в Сажневе, а уже 25 февраля 1912 года умер в Москве.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

Когда создаётся устойчивое впечатление, что человеку совершенно не везёт в жизни, то оно, как правило, кажущееся. Это справедливо и по отношению к жизненным обстоятельствам Никифорова. Часто он становился просто любимчиком судьбы. Большинство исследователей его творчества отмечают тот неоспоримый факт, что ещё при его жизни некоторые картины, даже не будучи шедеврами, удивительнейшим образом хорошо раскупались. Близкие к правительству люди заказывали свои портреты не кому-то, а именно ему. И в плане материального благополучия «горбатый горемыка» мог дать фору многим известным художникам.

Что касается творчества, то так вдохновенно и плодотворно, как в Сажневе, Семён Гаврилович не трудился нигде и никогда. А Ольга Николаевна была ему не только преданной и заботливой супругой, но и незаменимым помощником в организации выставок его работ в составе Товарищества передвижников.

В 1985-86 годах, когда сегодняшняя детская туристическая база «Серебряные пруды» ещё только открывалась на месте существовавшего до этого в Сажневе интерната для детей с дефектами речи, были уничтожены сохранившиеся стены художественной мастерской Никифорова, где появились на свет такие известные картины художника, как «Приехали», «Гроза идёт», «Прасол», «Бабы».

Сейчас работы Семёна Никифорова находятся в Государственном музее искусств Узбекистана, в Перми, Севастополе, а также в Третьяковской галерее. Есть его картины и в Рязанском областном художественном музее.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», № 51 (812) 2011 г.

Художник Семён Гаврилович Никифоров
Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама