Предновогодний полёт

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

В конце 1913 года жители Рязани делились друг с другом сенсационной новостью: рязанец Владимир Михайлов на своём личном самолёте принял участие в традиционном предновогоднем полёте из Петербурга в Москву. Фамилия его была тогда горожанам хорошо знакома: вплоть до начала XX века Михайловским проездом именовалась улица, которая сейчас известна как Мюнстерская. Застроил проезд Яков Михайлов — отец отважного летчика.

В ЧЕСТЬ ПОБРАТИМА

Немецкий Мюнстер — город-побратим Рязани. Кстати, современная улица Мюнстерская — в областном центре одна из наиболее коротких. Торжества, посвященные открытию этой улицы, состоялись 8 июля 2001 года. Кроме тогдашних депутатов горсовета, в них принимала участие и немецкая делегация, и рязанские друзья мюнстерцев. Под аплодисменты была аккуратно перерезана алая ленточка, а потом, создавая праздничное настроение, ещё долго играл духовой оркестр и выступали музыканты. К тому времени в Мюнстере уже два года существовала улица Рязанская, так что появление в нашем городе улицы Мюнстерской было ответным шагом.

Сама идея назвать в честь немецкого города-побратима одну из улиц Рязани принадлежала депутатам тогдашнего городского Совета. А вообще связь Рязани именно с Мюнстером появилась благодаря деятельности предпринимателя Василия Станиславовича Горбача, который первым наладил рязанско-мюнстерские отношения в новых условиях перестройки. Интересно, что первоначально в качестве потенциальной улицы Мюнстерской предлагались три адреса в самых разных концах Рязани, тем не менее в конце концов было принято решение закрепить юридически её местоположение там, где с самого начала социальных потрясений перестроечного горбачёвского времени находился непосредственно центр партнёрских отношений между немецкой и русской сторонами.

ПРОЕЗД МИХАЙЛОВА, ПЕРЕУЛОК ШЕСТОВЫХ

Нередко приходилось слышать от некоторых рязанских краеведов, что в качестве некого дополнения к улице Почтовой переулок-предшественник современной улицы Мюнстерской существовал ещё в конце XVIII века, когда формировался первый генеральный план городской застройки. В действительности этого быть никак не могло, потому что тогда на этом месте был глубокий овраг, который в рамках благоустройства центральной части города был засыпан во второй половине XIX столетия. И уже только после этого стали возможными там какие-то постройки.

Улица Мюнстерская, бывший Михайловский проезд
Улица Мюнстерская, бывший Михайловский проезд

Первым же, кто отважился городские неудобья превратить в участок с современными по тем временам застройками стал купец Яков Михайлов. Начинавший свой бизнес мелким торговцем, он со временем стал одним из крупнейших рязанских предпринимателей того времени и за счёт своих средств построил корпус гостиницы, в советские годы известной как «Заря».

В дореволюционных справочниках 1912-1917 гг. гостиница эта значится собственностью купцов Шестовых, а не Михайловых. Объяснение этому простое: к тому времени Владимир Яковлевич Михайлов после смерти своего отца продал всю принадлежавшую семье недвижимость братьям Шестовым и решил переехать в Москву. Так что бывший проезд Михайлова получил в народе название переулка Шестовых. Эти данные моих краеведческих исследований подтверждает и текст Петербургского телеграфного агентства конца 1913 года. Сообщалось, что «авиатор Михайлов, поднявшийся в 8 часов 30 минут утра в Санкт-Петербурге с комендантского аэродрома для перелёта в Москву на Романовский приз, спустился около двух часов дня вследствие порчи двигателя около Твери. 450 вёрст преодолены им с пассажиром без спуска». Из этого сообщения можно было также выяснить, что «Михайлов — это бывший владелец домов на Почтовой улице Рязани, которые были проданы братьям Шестовым».

ОТВАЖНЫЙ АВИАТОР

Известно, что в том предновогоднем полёте на заре развития отечественной авиации Владимир Михайлов летел с пассажиром по фамилии Несдачин. Летательный аппарат системы Блерио был снабжён наиболее совершенным на то время авиационным мотором «Мерседес» в 100 лошадиных сил. Самолёт с Михайловым и Несдачиным приземлился в двух верстах от железнодорожной станции города Тверь, совершив до этого беспрерывный перелёт в 450 вёрст. Уже вечером того же Дня Михайлов приехал в столицу и поделился своими впечатлениями. «Когда мы вылетели из Петербурга, — рассказывал он многочисленным поклонникам его увлечения, — погода была прекрасная. Однако же спустя всего лишь несколько минут нас окутал густой туман. Проблуждав около сорока минут, не зная совершенно, куда летим, мы решили прорваться сквозь пелену тумана и спуститься вниз. На высоте сорока метров заметили, что находимся ещё над Петербургом. Увидали реку Неву и, определив по ней линию Николаевской железной дороги, полетели дальше. Через четверть часа началась сильная снежная буря, но решили всё-таки лететь. Благополучно миновали Тосно, Валдай. Тем временем снежная буря усиливалась, нас сильно качало. Чтобы избавиться от качки, поднялись на высоту 400-500 метров. Снег мешал нам видеть полотно железной дороги, так что пришлось опять спуститься и лететь всё время на высоте 150-200 метров. Подлетая к Твери, заметили, что мотор стал убавлять число оборотов, и решили спуститься. Приземляясь, мы наскочили на кочку и поломали колесо. Так что дальнейший перелёт пришлось отложить».

Владимир Яковлевич Михайлов, бывший коренным рязанцем, окончил авиационную школу за границей. В Первую мировую войну воевал в составе одного из авиационных подразделений России. К сожалению, дальнейшая судьба этого незаурядного человека неизвестна.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», № 1 (918) 2014 г.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама