Отважный авиатор

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

100 лет назад прощание с 1910 годом прошло в Рязани под лозунгом развития воздухоплавания. А одним из первых профессиональных российских лётчиков был рязанец Александр Васильев.

Летчик Александр Васильев, 1910 г.

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЛЁТНОГО ДЕЛА

31 декабря 1910 года, в пятницу, вышел 332-й номер газеты «Рязанский вестник». В нём была напечатана обширная статья о покорении воздуха смелыми летунами (именно так именовали тогда лётчиков). Скрывающийся под псевдонимом автор отметил, что «первые серьёзные победы в воздухоплавании были отмечены в 1909 году». Тогда действительно несколько «людей-птиц» прибыли из Европы в Россию. Показательные полёты убедили русскую общественность, как тогда писали газеты, «в почти непреодолимых трудностях авиационного искусства». А некоторые из тогдашних мастеров воздухоплавания вообще не смогли подняться в воздух. Те, кому это удалось, летали крайне неуверенно. Пилотажное искусство виделось новой, невиданной ещё акробатикой. Причём зачастую смертельно опасной.

Весной 1910 года в Санкт-Петербурге состоялись международные состязания летунов. Россия тогда смогла выставить лишь одного мастера воздухоплавания — Николая Попова. Однако сразу после этого один за другим приобрели всероссийскую известность Ефимов, Уточкин, Лебедев, Сегно. Именно 1910-й стал особым годом в развитии и популяризации воздухоплавания в России.

В Рязани к этому увлечению некоторых энтузиастов общество отнеслось как к невиданному «делу настоящих героев». И уже виделись большие возможности использования авиации как в военной области, так и в гражданско-хозяйственной сфере. «Наш соотечественник А. Васильев, — говорилось в упомянутой выше статье газеты «Рязанский вестник», — своим полетом из Елисаветполя в Тифлис, куда он доставил пачку писем, доказал полную пригодность для практических целей аэропланов даже в современном их несовершенном виде».

ДОРОГА В НЕБО

Елисаветполь (в советское время Кировобад) — это город Гянджа на территории нынешнего Азербайджана. А упомянутый воздухоплаватель — бывший чиновник рязанской судебной палаты Александр Алексеевич Васильев.

Родившийся в Тамбове, в своё время он обучался в тамошней гимназии. Потом успешно окончил юридический факультет Казанского университета и уверенно двигался по карьерной лестнице. В Рязани на поприще юриспруденции у него открывались весьма радужные перспективы. Но знакомство с первыми русскими лётчиками — Сергеем Уточкиным и Михаилом Ефимовым — предрешило судьбу рязанского юриста. Он, начав заниматься воздухоплаванием, всего через несколько месяцев после этого получил официальный диплом авиатора из рук знаменитого Луи Блерио, являющегося основателем одной из первых школ лётчиков.

«Выучиться летать на аэроплане, — говорил Александр Алексеевич, — почти так же легко, как езде на велосипеде». А упомянутый перелёт из Елисаветполя в Тифлис стал первым ярким примером неординарности этого человека как лётчика. Он преодолел на аэроплане за 1 час 47 минут без малого 200 вёрст. К тому же маршрут перелёта пролегал в гористой местности. И в любой момент могло случиться непоправимое. Свидетелем подобного несчастья Васильев стал осенью 1910 года. Тогда «Императорский аэроклуб» устроил в Санкт-Петербурге Всероссийский праздник воздухоплавания. На этом мероприятии русские воздухоплаватели продемонстрировали явное преимущество в воздухе над всеми приглашёнными иностранными знаменитостями. Поручик Руднев на глазах изумлённой публики несколько раз облетел вокруг шпиля Исаакиевского собора. Капитан-лейтенант флота Пиотровский совершил перелёт в Кронштадт с пассажиром. Но праздник был омрачён катастрофой: погиб один из лучших русских авиаторов капитан Мациевич. Эта трагедия стала причиной того, что Васильев в небо тогда так и не поднялся. Потому что полёты после несчастного случая сразу же были закрыты.

ДОСТОЙНАЯ ЛЕПТА

1911-й стал последним годом, встреченным Александром Васильевым в Рязани. Отважный воздухоплаватель окончательно понял, что главное дело его жизни — это полёты. Он уже вошёл в элиту русской авиации и ничто не могло остановить его на пути «прославления России в небе».

Летом 1911 года Васильев был одним из одиннадцати смельчаков, состязавшихся в перелёте из Петербурга в Москву. Из всех лётчиков рязанец стал единственным, кто достиг конечного пункта назначения. Погода для столь невиданного тогда по масштабам события была отвратительной — дожди и туманы. Но устроители «рекордного маршрута» о переносе полётов не хотели даже слушать. «Нас посылали на смерть! » — так заявил позднее Александр Алексеевич, рассказывая об этом перелёте в одном из интервью. И действительно, были тогда не только покалеченные после падения аэропланов на землю авиаторы, но и погибшие. И всё-таки никто рисковать жизнью тогдашних лётчиков не заставлял. Ведь они сами рвались в небо, потому что просто жить без него не могли.

А в дальнейшем Васильев выбрал стезю военного лётчика. В годы Первой мировой войны был воздушным разведчиком в отряде, командовал которым Пётр Нестеров — первый исполнитель известной «мёртвой петли».

До сих пор русская военная авиация считается одной из самых лучших в мире. К этому причастны многие выдающиеся личности. И свою достойную лепту внёс в её развитие отважный лётчик Александр Васильев.

Евгений Дмитриев

Газета «Панорама города», № 52 (761) 2010 г.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама