Медаль Иуды для Мазепы

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

По срочному указу Петра I на монетном дворе повелели отлить серебряную медаль с изображением Иуды. Предназначалась она для «вознаграждения» бывшего гетмана малороссийских казаков, Ивана Мазепы, перешедшего на сторону шведского короля Карла XII перед Полтавским сражением.

Иван Степанович Мазепа родился в деревне Мазеповка, под Белою Церковью, которая в то время находилась под польской властью. По одной из легенд, Иван Мазепа происходил из польской шляхты. Более правдоподобной выглядит версия о казацком происхождении Мазепы и о его службе сотником в Нежинском полку. Но вернемся к легендарной родословной украинского гетмана. Королевский паж Ян Мазепа очень преуспел в дворцовых интригах, танцах и амурных похождениях. Один высокопоставленный чиновник узнал о тайной связи молодого Мазепы со своей женой и отомстил, привязав его к лошадиному хвосту и отпустив дикую лошадь в чистое поле. Несколько дней находился Мазепа в таком состоянии, пока его не подобрали казаки и привели к своему гетману Дорошенко. Мазепа быстро снискал расположение гетмана и стал его личным секретарем, а впоследствии и генеральным писарем.

Иван Мазепа
Иван Мазепа

Отправленный с поручением к другому гетману, Самойловичу, Мазепа остался у него на службе в должности генерального есаула. Вскоре Мазепа начал интриговать под своего благодетеля и добился своего. Самойловича сослали в Сибирь, а гетманом, в обход казацкого порядка, избрали Ивана Мазепу. Мазепа прекрасно владел не только пером, но и саблей. За боевые заслуги он получил от Петра I высшую российскую награду, орден Андрея Первозванного, а от поляков — орден Белого Орла. Гетман пользовался непререкаемым авторитетом у Петра I, который неизменно принимал сторону своего любимца и часто советовался с ним по военным и политическим вопросам. Как писал бывший Новгородский митрополит Феофан Прокопович: «Гетман Малороссийский, Мазепа, достиг до такой степени величества и поверенности, что единаго Государя зрел над собою; недоволен еще всем сим счастием, желал получить себе неподданство; и сего мнил возмочь достигнуть чрез Короля Шведского»[1].

Однажды между Мазепой и Петром I произошла серьезная размолвка по поводу намерения царя переобучить вольное казацкое войско по немецкому образцу. Гетман дипломатично отказался исполнять волю государя, ссылаясь на отсутствие у него больших властных полномочий, несравнимых с теми, которые имел царь. Петр оставил без последствий уклончивый ответ Мазепы, но гетман с тех пор стал активно выискивать всевозможные способы, чтобы выйти из российского подданства и править в Малороссии (Украине) самовластно, наподобие древнего киевского князя. Чтобы добиться исполнения своих желаний, украинский гетман через высокопоставленных посредников начал вести тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, ставленником шведского короля, о переходе в польское подданство, при сохранении своих личных привилегий в обмен на отдачу Польше большей части украинских земель. Об этом прямо говорилось в письме к Станиславу Лещинскому: «Наияснейший милостивый Король, государь мой милостивый! Уже то второй лист изображением подданской моей униженности к Вашей Королевской милости посылаю ежели я в прежнем желаемым усердием и публичным всей Украины ожиданием покорно просил Вашей Королевской Милости, дабы, ко освобождению наследия своего, непобедимую изволил подать десницу, так и ныне паки тож самое повторяю и ожидаю счастливаго и, скораго Вашей Королевской Милости прибытия, чтоб мы могли соединенным оружием умыслы злые неприятельскаго Московскаго намерения, в начале усмирить дракона, а наипаче ныне, когда начала Москва грамотами своими простой бунтовати народ и гражданскую сочинять войну; <...> для чего <...> ожидаем пришествия Вашей Королевской Милости, аки избавителя нашего, и прося о том покорно, лобызаю тысячекратно непобедимую Вашу десницу. Из Ромна. Декабря в 5 д., 1708 году. Вашей Королевской Милости, моего милостиваго Государя, верный подданный и слуга нижайший, Ян Мазепа Гетьман»[2].

Петр Первый
Петр Первый

Польский король пожаловал изменнику титул «князя Северского» и отдал ему в кормление воеводство. Для недопущения соединения войск Мазепы и Лещинского на польскую границу был направлен русский корпус, который успешно выполнил поставленную задачу. О намерениях Мазепы предупреждали Петра I генеральный судья Василий Кочубей и полтавский полковник Иван Искра, но царь слепо верил в непогрешимость Мазепы. Он посчитал, что за доносами на Мазепу стояли личные семейные интересы Кочубея. Мазепа вознамерился жениться на своей юной крестнице, Матрене Кочубей. Дочь Кочубея влюбилась в гетмана, который был старше своей невесты на полвека. Василий Кочубей всячески противился этому неравному браку. Гонцы-монахи, посланные с разоблачительными письмами к Петру I, были пойманы и подвергнуты пыткам. За них попытался вступиться рязанский митрополит Стефан Яворский, но, по всей видимости, безуспешно. Ивана Искру и Василия Кочубея «выдали Мазепе головой», и они были казнены под Белою Церковью, у села Борщаговка.

После устранения своих противников Мазепа с двухтысячным отрядом казаков перешел на сторону шведского короля Карла XII и отдал в его полное распоряжение богатую казацкую казну. Для снабжения провиантом шведской армии гетман сосредоточил в Батурине большие продовольственные запасы и вооружение, но Карл XII не смог ими воспользоваться, поскольку генерал Александр Меншиков взял город штурмом. 9 ноября 1708 года в городе Глухове Ивана Мазепу торжественно отлучили от церкви, лишили всех наград, а его «личину» проволокли по городской площади и торжественно вздернули на виселицу. Через три дня, 12 ноября того же года, в Успенском соборе Московского Кремля рязанский митрополит Стефан Яворский[3] прочел обличительный стих о гетмане-изменнике. В нем, в частности, говорилось:

Изми мя, Боже, вопиет Россиа,
От ядовита лукава змиа,
Се второй Ирод, исполненный яда,
Мазепа лютый, уби свои чада.
Что мне вина? Что творит ти худо?
Чего ради меня гонишь Иуда?
<...> Горе тебе, проклятому лицемеру!
Како смел еси изменити веру? <...>
[4].

Затем митрополит сказал, обращаясь к собравшимся архиереям: «Мы собраны во имя господа Иисуса Христа, и нам дано от самого бога вязать и решить; аще кого свяжем на земли, связан будет и на небеси», и возгласил трижды: «Изменник Мазепа за крестопреступление и за измену великому государю буди анафема!». Прочие архиереи пропели трижды: «Буди анафема»[5].

После проведенной показательной экзекуции над знатным изменником и преданию его анафеме, Петр I не оставлял попыток возвратить отпавшего соратника, обещая все простить и забыть, но Мазепа не поверил царскому слову. 27 июня 1709 года гетман Мазепа и Карл XII сразились под Полтавой с русской армией и потерпели сокрушительное поражение. Перед битвой Карл XII самоуверенно заявил, что отпразднует победу над русскими в своем шатре 29 июня, в день тезоименитства Петра I. Узнав об этом, царь ответил: «Я в желании брата моего согласен и буду спокойно ждать дня того, который конечно докажет, кому по справедливости торжествовать о победе подлежать будет»[6]. После победной для русских битвы Петр с неподдельным интересом расспрашивал пленных шведских генералов: «Нет ли тут брата Карлы? Ибо весьма видеть его желал». В день св. Петра царь пригласил шведский генералитет отпраздновать в своем шатре победу под Полтавой. Одного из шведских полководцев, немца по национальности, генерал-фельдмаршала графа Рейншильдера, царь наградил за проявленную храбрость именным оружием, шпагой.

Курган Петра Великого под Полтавой или Шведская могила
Курган Петра Великого под Полтавой или Шведская могила

Для поимки Мазепы и Карла XII были посланы войска преследования. В погоню за ними устремился конно-пехотный корпус генерала от кавалерии Александра Меншикова. Бросив сундуки с награбленным добром, Мазепа и шведский король с семью сотнями всадников переправились через реку Днепр и очутились на турецкой территории, в Очакове, а затем в Бендерах. Петр I не отказался от своего намерения «вознаградить» Мазепу. Он послал письмо Карлу XII с просьбой о размене пленного шведского генерала на Мазепу. В ожидании благоприятного ответа на свое предложение и, предвосхищая события, Петр I издал указ о срочном изготовлении памятной медали. В рязанской семинарской библиотеке хранилась копия-слепок, по преданию сделанная с библейского сребреника. На аверсе была изображена чаша, из которой курился фимиам. Далее следовала надпись по-еврейски: «святый град Иерусалим». На оборотной стороне изображен расцветший посох Аарона. Уточнив у митрополита Яворского детали, самодержец лично начертал эскиз медали. Дошедший до нас документ XVIII века подробно раскрывает содержание царского указа: «В нынешнем 1709 году Июля в 22 день в указе великаго Государя Царя, в ижерскую канцелярию из военнаго походу, из-под Полтавы, за закрепою Светлейшаго Князя (Александра Меншикова. — В.С.) написано: «Зделать тот час манету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на асине повесившагося и внутри тридесять сребреников лежащих, и при них мешек. И на зади надпись, треклятый сын погибелный Иуда, еже за сребролюбие давится <...>. Да к той манете зделать чепь в два фунта, и прислать к тое монеты в военный поход на нарочней почте немедленно». И потому Его Великаго Государя указу делу той манеты отдано из ижерской канцелярии от росхода росходчику Семену Баженову, серебренаго дела мастеру Матвею Алексееву серебра ефимками четвертками и полуефимками двенадцать фунтов да на угар полфунта, и того двенадцать фунтов с полфунтом»[7].

Медаль Иуды для Мазепы
Медаль Иуды для Мазепы

Общий вес медали вместе с цепью составил около пяти килограммов! Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 года.

Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.

Примечания:

1. ЧОИДР. М., 1848. № 6. С. 50.
2. ЧОИДР. М., 1847. № 2. С. 38.
3. Стефан Яворский (1700-1722). 7 апреля 1700 года по приказу Петра 1, патриархом Андрианом возведен в сан митрополита Рязанского из игуменов Киево-Николаевского монастыря. Одновременно занимал должности митрополита и Местоблюстителя Патриаршего престола. С 1721 года — Президент Святейшего Синода. Похоронен в Архангельском соборе г. Рязани.
4. Диттель И.Ф. Древности и достопамятности городи Рязани // ЧОИДР. М., 1859, Кн, 3, С, 134 136,
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Т. 15. Кн. 8. С. 240.
6. ЧОИДР. М., 1848. №9. С. 80.
7. ТРУАК. Рязань, 1894. Т. III. Вып. 2. С. 69.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама