Религиозная история города Касимова

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Рассказывает протоиерей Владимир Правдолюбов:

Касимов, протоиерей Владимир Правдолюбов

Считается, что князь Юрий Долгорукий основал город Касимов в 1152 году. Дело в том, что первые известия о городе свидетельствуют о том, что город существовал в начале XI века. В 4-м томе «Историко-статистического описания церквей и монастыре Рязанской епархии» говорится: «при Богоявленской церкви сохранился камень с надписью, в которой сказано, что Городец сей (Касимов назывался раньше Городец Мещерский) получил крещение в честь святого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющий в Муроме». Распространение христианства в Муроме и сопредельной с ним области Рязанской мы видим князем Глебом Владимировичем факт весьма правдоподобный, хотя несомненно и то, что мещера и мордва издавна обитавшие в Касимове и Касимовском уезде долее других племен оставались во мраке язычества. Исторические факты показывают, что муромчане сопротивлялись крещению, они не допустили князя Глеба Владимировича (сын равноапостольного святого князя Владимира), который княжил в Муроме с 1010 по 1015 год. Вот временные рамки в которых мы можем уже начинать историю нашего города. В Муром князя не пустили и Муром остался языческим до прихода уже в конце XI века князя Константина с сыновьями Михаилом и Федором. И их тоже в город не пустили, но они уже употребили военную силу и город все-таки взяли, причем Михаил был при этой стычке убит.

То есть о Муроме известно, что язычество там боролось с христианством. Известно, что уже в гораздо более позднюю эпоху, мордва, обитавшая в Шацком районе, тоже сопротивлялась христианизации, так был убит священномученик Мисаил епископ рязанский и шацкий. При попытке крестить мордву его убили, то есть существуют исторические факты сопротивления христианизации. Таких фактов в Касимове нет. То есть история, знаете ли, совершенно мраком покрытая, кроме одного вот этого свидетельства, что сей Городец просвещен святым крещением при великом князе Глебе Владимировиче Муромском. Раз город был просвещен при Глебе Владимировиче, значит он уже существовал, так что дата 1152 год это, возможно, дата, когда «долгая» рука Юрия Долгорукого дотянулась до Мещерского Городца и он взял его в свои руки, только и всего.

У нас сохранилось такое предание, что монахи, которых прислал Глеб основали рядом с Мещерским Городцом Богоявленский монастырь. Понимаете смысл названия Богоявленский, ведь они приехали крестить, они мессионеры, поэтому назвать храм в честь крещения Господня очень своевременно и там же появился Георгиевский храм, это говорит о том, что это достаточно старое место, потому что Георгиевские храмы строились вскоре после построения великим князем Ярославом Мудрым Георгиевского храма в Киеве. Храм освещение которого осенью празднуется, это осенний Георгий или Юрьев день, после этого во всех городах стали появляться Георгиевские храмы, значит Городец Мещерский тогда уже существовал и получил Георгиевский храм. Так вот наш Мещерский Городец на мысу над Окой и рядом монастырек с Богоявленским и Георгиевским храмами. Вот первоначальная христианская история и вообще история города Касимова.

Следующий этап это, конечно, разорение города татаро-монголами в 1376 году и построение после Куликовской битвы нового «Низового города». Нижний Новгород появился позднее и, видимо, Городец Волжский назван в подражание Городцу Мещерскому и Нижний Новгород это подражание новому «Низовому городу» – Оку осваивали и Волгу осваивали русские люди. Так вот наш этот новый «Низовой город» в XV веке был отдан Касиму сыну первого казанского хана, которого брат чуть было не убил, этот его брат убил своего отца и старшего брата, а два других его брата Касим и Якуб сбежали, спаслись от него и стали подданными Василия Темного. Самое старое здание города Касимова это сохранившийся до наших дней минарет, датируемый 1476 годом, а рядом с минаретом «текие» или мавзолей хана Шах-Али, датируемый 1555 годом. Татарская часть истории Касимова наиболее освещена документами, потому что это был такой сложный момент, игра дипломатическая была такая, этот вот город и царство были показателем того, что ждет мусульман, татар в Московском царстве – у них будет самостоятельность, почет, подданные. То есть это была игра такая – привлечение осколков Золотой Орды в состав Московского государства.

Текие хана Шаха-Али  (слева) и мечеть в городе Касимове
Текие хана Шаха-Али (слева) и мечеть

Минарет мечети в Касимове
Минарет мечети

Винтовая лестница минарета, город Касимов
Винтовая лестница минарета

Ну а потом при Петре Первом, повернувшем свою политику на запад татарское царство в Касимове было ликвидировано и Касимов стал обычным торговым русским городом. И вот уже в XVII веке, до этого времени нет никаких сведений о том как жило русское и мещерское население, а в 1622 году были созданы писцовые книги – опись всех городов, их церковных зданий, гражданских зданий, количество жителей, питейных лавок и прочее. По этим писцовым книгам оказалось, что в Касимове существует 8 приходов и 1 монастырь. Один монастырь почти без монахов – мужской Никольский монастырь, сейчас на его месте находится Никольская церковь и зарождающийся женский монастырь – Казанский. Эти приходы не могли сразу после татар появиться, ясно, что они существовали все время существования города.

Никольская церковь города Касимов
Никольская церковь

Кстати, с историей Казанского монастыря связана история последней ханской семьи нашего города. Дело в том, что последний хан Арслан был последним мусульманином в этой семье, его сын Василий Арсланович (Сеид-Бурхан) принял крещение и касимовские мусульмане-татары не захотели считать его своим ханом и просили Москву, чтобы вместо Василия ханшей была его мать Фатима. Был такой у нас отец Николай Арсланов, который считал себя прямым потомков Арслана, отец Николай уверял, что Фатима была православным человеком, но имя ее православное не сохранилось. Ее согласились мусульмане принять как своего хана, потому что у мусульман религиозная принадлежность женщины считается по ее мужу, раз хан Арслан умер мусульманином, значит Фатима имеет право быть ханшей в Касимове, а вот Василий поскольку он принял христианство такого права не имеет. У Василия был еще сын Яков Васильевич – внук Арслана и Фатимы. Яков Васильевич получил от Казанской иконы, которую старица Устинья основательница Казанского монастыря привезла из Казани. Это тоже очень интересная история, старица болела ногами и еле-еле передвигалась, так вот ей было сонное видение, что она должна прибыть в Казань и там в лавке торговца мукой должна приобрести для Касимова казанскую икону. С помощью своих сыновей вдова Устинья водным путем добралась до Казани, нашла лавку, увидала икону и просила ее продать, а купец говорит: -кто и откуда? Она говорит: -Устинья из Касимова. Купец ей отвечает, что в сонном видении получил наказ отдать эту икону старице Устинье из Касимова. Вот эта икона была отдана старице Устинье и она из Казани уже пошла пешим ходом в Макарьевский монастырь у Нижнего Новгорода, где получила икону Макария Унженского и также пешком пришла в Касимов. В Касимове эту икону торжественно встречали и старица Устинья стала строить монастырь не имея средств, средства для построения монастыря ей дала ханская семья – Фатима и ее дети. Так вот этот мальчик то Яков Васильевич получил исцеление от этой иконы и стал очень почитать икону и монастырь. Все, что ему выделили, когда он стал взрослым, все его имение он отдал монастырю. За его православное усердие фанатики мусульмане его избили и оставили лежать на улице, он еле добрался до ближайшего дома, где ему оказали помощь, но вскоре он умер от побоев ли или еще от чего и был похоронен в монастыре. Над его могилой была устроена часовня и в этой часовне двери почти не закрывались, приходили люди, служили панихиды и получали исцеление. Это местночтимый святой царевич Яков.

Остатки Казанского монастыря города Касимова

Остатки Казанского монастыря города Касимова

Остатки Казанского монастыря города Касимова
Остатки Казанского монастыря

В наше время Касимов дал очень много святых, здесь людей отрекшихся от Христа почти не было, правда не было и таких вещей как бунты против изъятия церковных ценностей, у нас смиренный народ то, мурома это бунтовщики, а рядом чуть-чуть повыше по Оке очень смиренный народ, покорно принимали от властей, что власти дадут. И вот у нас много новомучеников и исповедников, мощи одного из них протоиерея Сергия Правдолюбова лежат в Троицком храме, где он был 12 лет настоятелем. А первым новомучеником был отец Матвей Рябцев, третий священник Вознесенского собора. Дело в том, что после бунта против советской власти, вдохновителями которого были окрестные богатые татары, прибыл отряд латышей и устроил карательные акции и в этих карательных акциях были расстреляны несколько человек, в том числе и отец Матвей Рябцев. Надо сказать, что он пользовался в городе огромным авторитетом и даже головорезы Кокорева, это уже наш местный был, возглавлял карательный отряд. Так вот этот Кокорев со своими головорезами так действовал, кого-нибудь репрессируют, забирают его богатство и пропивают. Так вот отец Матвей Рябцев выразил протест против такого безобразия, так арестовать его солдаты отказались, а по другим сведениям они сказали «Отец Матвей, уезжай куда-нибудь, мы скажем, что тебя дома не застали», он говорит «нет, лукавить не буду» и пошел с ними. Расстреливать они его тоже не стали, застрелил его сам Кокорев, а потом он заболел какой-то злокачественной волчанкой, у него гнило лицо и в мозгу был гной, а в ранах на лице копошились черви. От смрада с ним не могли люди лежать в общей палате и он лежал в больничном коридоре и, говорят, кричал на всю больницу «Отец Матвей, прости!». Отца Матвея Рябцева расстреляли осенью 1918 года, а в апреле 1919 года скончался Кокорев. Интересно то, что Кокорев похоронен в сквере возле собора, а отец Матвей на городском кладбище, мимо него проходит улица Кладбищенская, ее назвали улицей Кокорева, очень знаменательно, на память о случившемся здесь расстреле.

Вид на Троицкую церковь города Касимова из-за реки Оки.
Вид на Троицкую церковь города Касимова из-за реки Оки.

Касимов, сквер возле Вознесенского собора
Сквер возле Вознесенского собора

В 1940 году в Касимове осталось 3 действующих храма – Никольский, Благовещенский, Ильинский. Я уже был свидетелем как батюшка выходил на амвон и говорил «Православные, мне прислали налог, который я заплатить не могу. Помогите, кто чем может!». И ходили люди с решетами, обшитыми материей и собирали в них деньги, потом у ящика эти деньги считали и тут же шли сдавать за налог. Через некоторое время, через месяц положим, даже скорее снова «Православные, мне снова налог прислали. Помогите, кто чем может!». Так вот жертвуя, люди держали храмы. И все-таки потом посадили на 1 год всех троих настоятелей за неуплату налогов. Вот отец Михаил Сперанский и отец Сергий Скачков благовещенский и Ильинский батюшки перед самым окончанием срока были из рязанской тюрьмы отправлены в Оренбургскую область, Чкаловскую тогда и там выпущены. С воли написали по письму своим родным и пропали, видимо, выпущены были на таких условиях, что выжить не смогли. А третий священник отец Яков Цветков, наш Никольский, у него язвы на ногах были и он, когда выгнали на этап, сказал «убивайте меня здесь, я никуда не пойду». Его отправили обратно в камеру, а потом выпустили и он дотопал пешочком до вокзала на противоположной стороне Оки, там был вокзал узкоколейки, на этой узкоколейке доехал до Тумы, это населенный пункт в 60 километрах от Касимова и оттуда от деревни к деревне чуть ли не целый месяц шел пешком домой. Потом когда Никольская церковь открылась, он здесь служил до выхода за штат и отпевали его в этой церкви. Кстати, в нашей церкви один год прослужил всей стране известный архимандрит Иоанн Крестьянкин, он служил в нашей церкви с праздника Сретения Господня 1966 года до праздника Сретения Господня в 1967 году.

Касимов, Ильинская церковь
Ильинская церковь

Касимов, Благовещенская церковь
Благовещенская церковь

Кратко о Святой Блаженной Матроне Анемнясевской Рязанской

У меня есть книжечки такие жития. Кстати говоря, эту книжечку отредактировал и добавил кое-какие факты мой племянник, а писали два моих дяди – иерей Николай, священник Казанского монастыря и его старший брат Владимир, он не стал священником, но закончил киевскую духовную академию. Так вот эти два человека написали житие царевича Якова, отшельника Петра, старицы Устиньи и блаженной Матроны, собрали все что знали. И местный наш краевед попросил эту книжечку, рукопись поглядеть и вскоре после этого арестовали обоих писателей и тех, кто им помогал. А житие блаженной Матроны по этой книге таково, она в детском возрасте болела оспой и мама ее помыла, кстати говоря, родители у нее были выпивохи, особенно отец, и жестоко очень обращались с детьми, мама ее помыла и от этого она ослепла. И поскольку Матрона была старшей в семье ее заставляли нянчить братика, она его нечаянно уронила с крыльца, мать ее так жестоко избила, что она с тех пор не росла и не могла двигаться. Особенно была повреждена левая рука и ноги. Уже когда она была старушкой, ей шили платье длиной 91 сантиметр, этого хватало. Она всю свою жизнь пролежала в таких кроватках-коробочках и когда она пролежала 17 лет пришел к ней сосед, работавший пильщиком, который сказал «Матреша, ты уж вон сколько 17 лет лежишь, ты, наверное, Богу угодна, у меня спина болит врачи не помогают, потри мне спину, может, пройдет». Она ему потерла спину, она прошла, он пошел работать. Услыхал другой сосед, у него 12 человек детей, он пришел, просит, помолись, чтобы у нас детей больше не было и у них рождение детей прекратилось. И по этим двум фактам к ней пошел народ. В 1936 году Матрону арестовали, а она там начала молиться, начались в тюрьме чудеса исцелений и ее отправили в богадельню, в этой богадельне она скончалась.

Дом Блаженной Матроны в деревне Анемнясево Рязанской области

О Вознесенском соборе города Касимова

Надо сказать, что Касимов с реки очень красиво выглядел, панорама такая, что самая высокая вертикаль это колокольня Вознесенского собора, рядом Успенская церковь, чуть пониже Благовещенская церковь, дальше татарская гора, дальше Георгиевская и Ильинская церкови, по левую руку от соборной колокольни Никольская церковь, монастырь, Троицкая церковь. Вот таким, знаете ли, амфитеатром был город из-за реки и с возглавлением соборным церкви располагались, постепенно понижаясь к краям города, очень было красиво, а когда сломали колокольню соборную это завершение уничтожилось.

Панорама Касимова из-за реки Оки
Панорама Касимова из-за реки Оки

Рассказывает протоиерей Андрей Правдолюбов:

Касимов, протоиерей Андрей Правдолюбов

Храм этот имел очень много куполов и куполков, вокруг основного купола еще было 4 вспомогательных и около 20 маленьких куполочков было над каждой вертикальной колонной храма, ну и, конечно, была колокольня, которая соединялась с храмом крытой галереей, через которую входили в храм. Колокольня была очень высокая, где-то около 70 метров и в начальные годы советской власти у нее сломали верх, превратив ее в парашютную вышку. И в таком вот виде как парашютная вышка эта колокольня простояла где-то до 1960 года, когда опять было усиление борьбы с религией, было постановление городского совета о том, что эту колокольню разобрать с тем, чтобы кирпич использовать для укрепления набережной. Но оказалось, что кирпича этого взяли очень мало, но колокольню сломали и после этого начали здание Вознесенского собора готовить под спортивную школу.

И вот накануне приезда патриарха многие касимовцы приходили помогать, выносить грязь, много десятков грузовиков отсюда ее было вывезено, скоблили эти полы старые, которые здесь были. Подъем был такой необыкновенный, люди с большой радостью помогали. Послал Бог людей, которые решили помогать в возрождении этого храма. Начинали мы с того, что поставили наверх крест и главку, поменяли окна. А тут подошел год юбилея города Касимова и мы узнали, что согласился святейший патриарх Алексий приехать в Касимов. Тут, конечно, работы резко усилились, стали помогать и другие люди и за, наверное, первые полгода 2002 года была проделана огромная работа, так что этот храм превратился из спортзала в храм.

Вид на Вознесенский собор города Касимова с улицы Большой, конец XIX века
Вид на Вознесенский собор с улицы Большой, конец XIX века

Очень интересную мне рассказали историю как человек, который разбирал храм, он и его сын разбирали, он был очень хороший печник, в частности каменщик, и вот бабушке печку сложил, она ему угощение поставила – бутылочку, он выпил и начал хвалиться, что вот мол я собор ломал, а Бог меня не наказал. А бабушка такая божий одуванчик, ласково так ему говорит, не волнуйся, сынок, накажет. И вот тот, кто мне рассказывал, говорил, что действительно наказал их Бог и что плохо они кончили и отец и сын, которые в этом деле участвовали, потому что я знаю многие отказывались, даже под угрозой того, что уволят с работы, отказывались ломать храм. Другое дело, что там, конечно, людей снимали с предприятий на разборку того мусора, который оставался от взорванного храма, я не думаю, что можно их расценить как участников разорения, потому что было уже разорено. А вот именно те, кто лез срезать кресты, те, кто лез на высоту для того, чтобы там сломать, очень многие люди отказывались и множество примеров того, что те, кто согласились Бог их наказал и перед всеми людьми было очевидно то, что делать этого нельзя.

Статья составлена на основе фильма Николая Сухарева «Религиозная история Касимова», телестудия Воскресение.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама