Коллекция под открытым небом

Версия для печатиВерсия для печати

Сочинский дендрарий, основанный Сергеем Николаевичем Худековым,— не только уникальный памятник садово-паркового искусства конца XIX века, сокровищница мировой флоры, но и место редкой коллекции скульптуры и примечательных архитектурных сооружений, характерных для эпохи романтизма и эклектики.

В 1889 году Худеков купил землю на Кавказе в окрестностях Даховского посада, пятьдесят десятин на южном склоне Верещагинской (Лысой) горы. Теперь это центр известнейшего курорта в Сочи, а в то время там было «красиво, величественно, дико...».

Сочинский дендрарий
Сочинский дендрарий

Участок оказался очень удачным: склоны Лысой горы, будто нарочно были созданы для садоводства, и в воде недостатка не было — её нёс узкий и неглубокий Гнилушинский ручей. Новый хозяин решил заняться в черноморских субтропиках созданием парка на манер тех, которые видел за границей, в Италии и Франции. Он стал выписывать растения из самых известных питомников Европы, закупал саженцы и в Крыму. Построив дачу «Надежда» в 1899 году, Худеков решил украсить свой парк беседками, скульптурами, фонтанами и другими архитектурными сооружениями.

Действовал сообразно стихам Жака Делиля:

Разделит с вами сад веселье и печали.
Художнику цвета найти поможет он.
Утешит грусть того, кто мрачен иль влюблён,
Поэту даст слова, полёт и вдохновенье,
Мудрец найдёт в тиши отдохновенье,
Счастливый вспомнит дни восторгов и любви,
Несчастный выплачет страдания свои.

По заказу Худекова в Санкт-Петербурге компанией чугунного литья Ф. Сан-Галли был изготовлен скульптурный ансамбль «Утро» — работы А. Дюрэна и П. Капелларо.

В этот ансамбль входили пять скульптур: «Рыбак», «Петух», «Купальщица» и два «Пастушка». Они размещались возле дачи на белоснежной террасе.

Центральную лестницу, ведущую от дома к фонтану «Амуры», фигуры которого были выполнены скульптором Капелларо, украшали по краям античные вазы для цветов и отдельные скульптуры «Мальчик с рыбкой», «Эрида» и «Парис».

Обособленно стояла скульптура «Танцовщица» (мастер Дюрэн), напоминавшая Худекову о его многолетнем увлечении балетом и совместной работе со знаменитым хореографом Мариусом Петипа. Эта скульптура — памятник Балерине вообще, искусством которой не переставал Худеков восхищаться, понимая при этом, какой за ним лежит огромный каждодневный труд. Этому искусству, этому труду посвящена и его большая работа, четырёхтомник «История танцев».

Невдалеке от «Танцовщицы» полукругом разместились скульптурные бюсты русских поэтов и прозаиков — АС. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, ЛН. Толстого.

В центре парка располагалась английская лужайка, обрамлённая двумя беседками.

Одна из них — «Греческая, или беседка с колоннами». Восемь её колонн поддерживают круглый купол, три отсека-спуска ведут к площадке, где расставлены вазы для цветов, замыкает спуск скульптура «Лев». К беседке примыкает античная колонна со скульптурой «Афродита» на вершине, олицетворяющая собой красоту парка. Невдалеке от неё, на втором отсеке, на малой колонне восседает на дельфине Эрот, играющий на трубе, а на третьем отсеке четыре льва поддерживают чашу.

Предназначалась беседка для того, чтобы любоваться из неё заходом солнца. Прожектор солнечного света, пробиваясь сквозь листву деревьев, освещает скульптуры «Орлов» в противоположной беседке, и падающая от неё тень создаёт некую таинственность.

Восход солнца Худеков предполагал встречать со своими близкими и гостями в беседке, украшенной «Орлами». Когда появляются лучи утреннего солнца, они освещают постамент колонны с «Афродитой». Романтизм позапрошлого века...

Единственной мраморной скульптурой в парке была «Натурщица». Её украли в 1920-х годах вместе с «Пастушком» и «Орлами». В 1930-е годы убрали бюсты писателей, остались одни постаменты, которые до сих пор отделяют «Танцовщицу» от лесного массива.

В 1921 году над парком взяла шефство городская комсомольская организация. Комсомольцы заложили кипарисовую аллею, а вход в неё украсили фонтаном со скульптурой «Мальчик с рыбкой», взятой из ансамбля с лестницы. Фонтан «Лев и рыба» они дополнили скульптурой «Купальщица», перенесённой с террасы у дачи.

Почти все скульптуры худековкого парка сохранились до наших дней, они прекрасно сочетаются с пышной субтропической растительностью, придают парку неповторимый и привлекательный вид.

Дмитрий Кривошапка

Источник: Коллекционеры из рязанских усадеб, 2008.

Метки: Разделы: 

Похожие материалы

Просмотры Дата создания Тип Автор
Письма коллекционеру 1,622 02.12.2013 Публикация rzn_ writer
Его страстью был не только балет 1,651 04.12.2013 Публикация rzn_ writer


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама