Хранилище прекрасного

Версия для печатиВерсия для печати

В середине 1900-х годов культурная жизнь в Рязани носила оживлённый характер. В городе проходили гастроли Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой, Е.В. Гельцер, многих известных музыкантов и драматических актеров. В это же время рязанцы впервые познакомились с выставками произведений изобразительного искусства.

Рязанский Художественный музей
Художественный музей

Инициаторами проведения выставок и организаторами их были художники Александр Александрович Киселёв-Камский и Владимир Павлович Соколов.

А.А. Киселёв-Камский, офицер рязанского гарнизона, был художником-самоучкой. В 1905 году он вышел в отставку и сдал в Петербургской Академии художеств экзамен на звание учителя рисования. Его пейзажи экспонировались на выставках в Москве и Петербурге.

В Рязани он много лет был учителем рисования, писал также декорации для постановок рязанского театра и любительских трупп.

В.П. Соколов, землемер по образованию, свободное от службы время отдавал искусству: писал и рисовал пейзажи и натюрморты. Газета «Рязанская жизнь» часто печатала острые сатирические рисунки художника на злободневные темы, его статьи, освещавшие общественную и культурную жизнь города.

Любовь к искусству и стремление быть полезным обществу сблизили Киселёва-Камского и Соколова и помогли им преодолеть немалые трудности, связанные с устройством выставок. Они сумели объединить рязанских любителей искусства в небольшой кружок и придать выставочному делу должный размах: в местной газете помещались отчёты о выставках и критические статьи, издавались каталоги.

На выставках экспонировались картины из частных собраний рязанцев, работы местных художников и самоучек, а также полотна московских живописцев А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, В.В. Переплётчикова, Н.М. Чернышёва и многих других.

Интерес, проявленный жителями города к художественным выставкам, послужил поводом для обсуждения вопроса о создании в Рязани постоянной музейной экспозиции.

В 1913 году художники А.А. Киселёв-Камский, В.П. Соколов, краевед И.И. Проходцов, юрист А.К. Радугин, врач В.С. Дурнев и другие, всего восемнадцать человек, учредили общество, которое, как записано в его уставе, «своей основной целью ставит создание в Рязани художественно-исторического Музея, задачей коего являются заботы о художественном развитии Рязани и Рязанской губернии, путём подбора художественно-исторических произведений всех областей искусства».

30 марта 1913 года общество, именующееся в уставе Обществом Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина, было зарегистрировано городской Думой. Эту дату принято считать днём основания музея.

Имя, которое было решено присвоить музею, в Рязани знакомо каждому. Иван Петрович Пожалостин — выходец из крестьян Ряжского уезда Рязанской губернии. Он окончил Петербургскую Академию художеств и стал гравёром на меди. Гравированные Пожалостиным многочисленные портреты общественных и литературных деятелей были предпосланы большинству изданий 1870—1880 годов. В 1894 году Пожалостин, маститый академик, профессор Академии художеств, переехал на постоянное жительство в Рязань и охотно представлял свои работы на выставки.

В присвоении музею имени этого известного художника нашли выражение гордость и признательность сограждан.

В первые годы общество собирало произведения искусства, по мере поступления экспонатов из них устраивались выставки в павильоне летнего городского сада или в нанимаемом для этой цели помещении. Кроме гравюр И.П. Пожалостина, в распоряжении общества были работы местных художников. Успеху начатого дела в большой степени способствовала поддержка художников-москвичей С.А. Виноградова, В.В. Переплётчикова, В.Н. Мешкова, В.Н. Бакшеева, С.В. Малютина, В.А. Ватагина, В.Н. Домогацкого, К.В. Лебедева и других, передавших музею безвозмездно свои работы. Их дар был настолько значителен, что и сегодня, когда собрание музея по численности экспонатов в сто раз превосходит скромную дореволюционную коллекцию, эти произведения остаются украшением музейной экспозиции.

Количество произведений искусства, собранных в течение 1913—1914 годов, было невелико: в первом каталоге музея значатся лишь семьдесят два экспоната.

Отсутствие постоянного помещения вызывало тревогу за сохранность произведений искусства, создавало трудности в организации художественной экспозиции, лишало общество хотя и скромных, но необходимых денежных поступлений. Обходиться средствами благотворительности становилось все труднее. Поэтому общество приняло решение о передаче музея в ведение городских властей. В 1915 году он стал именоваться Городским художественным музеем. Однако надежды устроителей не оправдались: помещение для музея не было выделено, мизерный бюджет не позволял делать сколько-нибудь значительные закупки экспонатов.

Второй этап в жизни художественного музея начался вскоре после Октябрьской революции.

В 1918 году в Рязани был создан Губернский историко-краеведческий музей, объединивший под своим началом все имеющиеся в городе коллекции: Городского художественного музея имени И.П. Пожалостина, епархиального древлехранилища, Музея учёной архивной комиссии и Музея кустарной художественной промышленности.

В первые дни жизни губернского музея в нём начал формироваться художественный отдел. Из многочисленных помещичьих усадеб поступали произведения живописи, фарфор, старинная мебель, из церквей города были изъяты иконы, Государственный музейный фонд выделил для Рязани ряд первоклассных полотен.

Работу художественного отдела музея на протяжении нескольких лет возглавлял Дмитрий Дмитриевич Солодовников.

По мере возрастания количества экспонатов усложнялись условия их хранения, реставрации, пропаганды. Необходимость создания самостоятельного хранилища художественных ценностей становилась очевидной.

В 1938 году музейно-краеведческий отдел Наркомпроса РСФСР принял решение о создании Рязанского областного художественного музея. Историю художественного музея можно разделить на три периода: дореволюционный — период становления; послереволюционный и предвоенный, характеризующийся бурным ростом коллекций; послевоенный — период углубленной научно-исследовательской, собирательской и пропагандистской работы.

Основной фонд состоит из картин, гравюр, произведений скульптуры, народного и прикладного искусства. Наиболее значительным по количеству экспонатов является отдел русского искусства. Он открывается произведениями мастеров Древней Руси.

Стилистический анализ ряда безымянных произведений древнерусского искусства в собрании музея позволяет говорить о существовании рязанской школы живописи, это подтверждают и документы.

Представление об искусстве мастеров древней Рязани даёт, например, икона с изображением архангела Михаила с чудом в Хонех.

«Архангел Михаил» (конец XV века) — храмовая икона, до поступления в музей находившаяся в Архангельском соборе Рязанского кремля. К 1920 году она была расчищена от позднейших записей. Иконографические и стилистические особенности позволяют отнести её к концу XV века и считать работой местных иконописцев. От произведений московской школы икону отличают черты архаизма, плоскостность, тяжёлые пропорции, декоративность живописи. Иконография «Архангела Михаила» не традиционна: военные доспехи его заменены далматиком и лором — одеждой, обозначающей принадлежность архангела к высшей ступени небесной иерархии. Уникальной особенностью рязанской иконы является замена изображения Христа в небесной сфере, которую держит архангел, «душами праведными в руце божией». Это отклонение от традиционного изображения могло быть вызвано политическими и военными интересами рязанских князей.

Другой интересный образец древнерусского искусства — барельеф с изображением архангела Михаила в образе архистратига, датируемый концом XV века. Эта икона отличается народным характером изображения. Простой по композиции барельеф производит сильное эмоциональное впечатление благодаря росписи. Напряжённый контраст тёмно-зелёного, почти чёрного, и огненно-красного цвета придаёт образу архангела устрашающе грозный характер. Канонический религиозный сюжет содержит черты современной мастеру действительности: в образе воина небесного запёчатлён русский воин того времени. Колорит иконы ассоциируется с дымными пожарищами и кровью, которой так обильно была полита рязанская земля.

Экспедиции по области, организованные музеем в последнее время, обогащают коллекцию произведениями древнерусского искусства, среди которых поступили достойные образцы деревянной скульптуры. Русское искусство XVIII века в музее представлено портретной живописью. Выдающиеся портретисты второй половины века создали многочисленные образы современников, исполненные одухотворённости и выразительности. Тонкая красочная гармония, любовное изображение предметов и умение передать их материальность — характерные черты искусства этого периода.

Интересны мужской и женский портреты из рязанского родового имения князей Голицыных, созданные в 1790 годах. Черты некоторой архаичности в трактовке лиц портретируемых, старательность, с которой выписаны все детали, дают возможность предположить, что портреты написаны крепостным художником. Портреты отличают правдивость в передаче внешних индивидуальных особенностей модели, нарядная цветовая гамма.

В музее имеются полотна и художников-иностранцев, работавших в России в XVIII веке. А. Рослин, швед по рождению, один из крупных мастеров западноевропейского портрета,— автор портрета Екатерины II. Несмотря на официальный характер изображения, художник не польстил императрице — она такая, какой увидел её мастер,— пожилая женщина с увядшим лицом, поблекшими глазами. Это полотно отличается виртуозной передачей фактуры материалов — горностаевого меха, ткани одежды, драгоценных камней.

Крупнейший портретист конца XVIII века В.Л. Боровиковский представлен в музее портретом М.И. Голубцовой (1810-е годы) — жены государственного казначея и министра финансов. Это произведение зрелого мастера, технически совершенное, привлекает внимание своим звучным, глубоким колоритом. Художник передал внутреннюю собранность своей модели: поза сидящей женщины не просто покойна — в ней чувствуется уверенность в себе, во взгляде её глаз, плотно сжатых губах угадывается твердость характера.

Начало XIX века — новый значительный этап в развитии русского искусства. Рост национального самосознания после войны 1812 года, влияние идей декабристов способствовали обращению художников к русской действительности, и это привело к дальнейшему развитию реализма. Искусство этого периода приближается к жизни, становится разнообразнее и демократичнее.

В портретной живописи отмечается более глубокий интерес художников к индивидуальному внутреннему миру человека. Этот новый подход ярко выражен в творчестве В.А. Тропинина, создавшего галерею портретов людей разных сословий. Гордостью музейного собрания являются пять полотен кисти этого художника, охватывающие период его творчества с 1825 по 1840-е годы. Один из них — портрет С.Д. Нечаева (конец 1820-х — начало 1830-х годов), он долгое время считался изображением неизвестного. Писатель и поэт-лирик Степан Дмитриевич Нечаев в молодости был в дружеских отношениях с К.Ф. Рылеевым, А.С. Грибоедовым, С.А. Соболевским.

Тропинин В.А. Портрет С.Д. Нечаева. Из собрания Нечаевых, Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Тропинин В.А. Портрет С.Д. Нечаева. Из собрания Нечаевых, Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Нечаев изображён сидящим в непринуждённой позе вполоборота к зрителю. Красивое холёное лицо, губы, слегка тронутые улыбкой, излучают благодушие, но взгляд его голубых глаз твёрд и холоден — как бы воздвигнута преграда между знатным барином и зрителем. Излюбленный Тропининым мотив вечернего неба в качестве фона — не только дань художника романтизму, он оправдан романтическими порывами портретируемого в молодости и элегическим характером его поэтического творчества.

В.А. Тропинин дважды обращался к портрету С.Д. Нечаева. Вариант, вероятнее всего ранний, в котором С.Д. Нечаев изображён с книгой в руке, находится в собрании Воронежского музея, где считается портретом неизвестного.

Картина Тропинина «Живописец» (1825) носит жанровый характер. Художник изобразил человека незнатного по происхождению, но наделённого способностью чувствовать прекрасное, творить его, и этим вызвал к модели глубокое уважение. Неброская цветовая гамма, фон, предметы, окружающие молодого художника, помогают раскрыть его душевное состояние. Картина написана с большим живописным мастерством, присущим Тропинину.

Видимо, местным провинциальным художником выполнены в 1840-х годах «Портрет рязанской купчихи» и «Портрет рязанского купца». Безусловно заказные, они с документальной достоверностью изображают облик моделей. На лицах персонажей выражены значительность и серьёзность, в позах — почти парсунная неподвижность.

К выдающимся представителям русского искусства первой половины прошлого столетия относится А.Г. Венецианов — художник, педагог, общественный деятель, утвердивший своим творчеством бытовой жанр. Призывая учиться только у природы, он обратился к натуре и впервые стал изображать крестьянскую жизнь, показывая физическую и нравственную красоту простого человека. Но образы крестьян в картинах Венецианова нередко наделены чертами идеального, возвышенного.

Интересна его небольшая картина «Крестьянка с бабочками», относящаяся к 1820 годам. Она содержит черты идеализации. Правильное лицо молодой крестьянки заставляет вспомнить классицистические образцы. Композиция картины уравновешенна, ритм движений замедлен. Колорит полотна строится на сочетании ярких, горячих красок. Художник не изображает процесс труда, в центре его внимания образ жницы — поэтическое олицетворение лета.

Венецианов имел многочисленных учеников и последователей. К темам, созвучным венециановским, обратился в своём творчестве Н.С. Иванов, рязанский художник середины XIX века. Он изображал рязанских крестьянок за их повседневной работой, скромные городские пейзажи, писал портреты. В лучших произведениях Иванова проявилось любовное отношение к натуре, умение тщательно, без мелочности, воспроизвести детали («Крестьянка с ручным жерновом» и «Старобазарная площадь в Рязани», 1840-е годы).

Историческая живопись первой половины XIX века представлена в музее картиной П.И. Бабаева. Она была написана в 1846 году на соискание звания художника. На ней изображён момент, имевший место в 1805 году в битве при Аустерлице: передача умирающим унтер-офицером Ипатом Старичковым, находящимся во французском плену, спасённого им во время боя полкового знамени товарищу по плену. В картине отчётливо проступают отрицательные стороны академического искусства второй четверти XIX века: композиционная застылость, сухость рисунка и живописи.

Картина поступила в музей из рязанского имения Скобелевых, где бывал и похоронен герой Шипки — генерал М. Д. Скобелев.

Примером жанровой живописи середины XIX века является картина «Писарь, играющий на гитаре» (1851) АС. Михайлова, ученика К.П. Брюллова,— незатейливая сценка на сюжет из жизни простых людей.

Пути развития всех областей русского искусства середины XIX века были в значительной мере определены идеями освобождения крестьянства от крепостной зависимости. Характерной чертой живописи этого периода было обращение к окружающей действительности. Художники-демократы выражали в своём искусстве интересы широких народных масс, обличали существующий строй. Критический реализм 1860 годов наиболее сильного звучания достиг в творчестве В.Г. Перова.

Сцены горькой обыденной жизни простых людей в картинах художника приобретают большую социальную остроту, вызывая гнев и протест против существующей действительности. Созданию таких картин предшествовали поиски лиц и характеров в портретных этюдах и портретах. Некоторые из них отличаются законченностью в выражении того или иного типа, психологического состояния. Примером может служить портрет слепого старика из собрания музея.

Рязанский край — родина П.М. Боклевского, одного из мастеров русской демократической графики 1860 годов. Широкой известностью пользуются его иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, П.И. Мельникова-Печерского и других. В музее представлены иллюстрации к роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева, акварельные рисунки — образы действующих лиц поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя и карандашные наброски, сделанные художником во время пребывания на родине.

Новый этап в развитии русского демократического искусства связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Художники 70—80-х годов XIX века считали своей основной задачей всестороннее и глубокое отражение современной жизни. Искренняя любовь к народу и стремление облегчить его судьбу сообщили их искусству идейность, гуманность, боевой характер. Эти качества объясняют необычайную популярность искусства художников-передвижников среди широких масс России.

Крестьянская тема была главной в творчестве передвижников. Передвижники создавали жанровые картины с подробным изображением жизни крестьян, давая острые социально-психологические характеристики. Художник В.М. Максимов в своих полотнах с большим знанием изображал крестьянскую жизнь. Картина «Кто там?» (1879) не имеет характерной для творчества Максимова социальной остроты. Сюжет её не лишён юмора. Всё в картине изображено с большим мастерством и любовью: тепло натопленная изба с потрескавшейся печью и чисто вымытым полом, статная фигура крестьянки в пёстром ситцевом сарафане, освещенная чадным пламенем светильника.

Акварельный рисунок К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1873) — эскиз к его известной одноимённой картине. Композиционная и техническая завершённость сообщает рисунку характер законченного произведения. Художник правдиво изобразил изнурительный труд людей.
В творчестве художников-передвижников получает новое осмысление пейзажная живопись. Родная природа рассматривается ими как одна из неотъемлемых сторон жизни русского человека.

Создание национального лирического пейзажа, утверждение красоты русской природы связано с именем А. К. Саврасова.

В картине «Зимний пейзаж» (1873) — простой обыденный сюжет: зимняя дорога на окраине Москвы около тихого кладбища с вековыми деревьями, отягчёнными инеем. Художник создал здесь глубоко поэтический образ, полный тонкого настроения.

Картины родной природы нашли отображение в творчестве И.И. Шишкина, С.И. Светославского, А.А. Киселёва-Камского и других русских пейзажистов. Их полотна в музейном собрании подкупают правдивостью изображения, высоким живописным мастерством.

Романтическая приподнятость отличает картину знаменитого мариниста И.К. Айвазовского «Трапезунд с моря» (1875) с изображением предштормового моря. Это полотно относится к серии видов турецких портов на побережье Чёрного моря, исполненной в 1875 году. В творчестве И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Левитана русское реалистическое искусство второй половины XIX столетия достигло наивысшего расцвета. В жанровых картинах и портретах И.Е. Репина, в исторических полотнах В.И. Сурикова, в лирических пейзажах И.И. Левитана заключено острое чувство современности, понимание жгучих её вопросов. Высокая идейность, блестящее композиционное и живописное мастерство делают их произведения образцом для новых поколений художников.

Из работ И.Е. Репина в музейном собрании находятся этюд для портрета московского коллекционера И. Е. Цветкова (1907) и карандашный набросок мужской фигуры для картины «Вечорницi» (1880).
Этюд, как одна из стадий работы над картиной, играл в творческом процессе художников-передвижников огромную роль.

Этюд испуганной и озябшей боярышни в жёлтой шубке для исторического полотна В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887) — одна из лучших подготовительных работ художника. Достоинством её является сложная, построенная на передаче рефлексов цвета живопись на открытом воздухе, тонкая психологическая характеристика персонажа.

В конце 1890-х годов И.И. Левитан работал над картиной «Озеро». Этюд «Река», написанный в то же время, близок по настроению к этой последней эпической картине художника. Пейзаж с затерявшейся в зелени лугов узкой речкой, отражающей высокое летнее небо, решён в звучной цветовой гамме. В небольшом этюде создан величаво-торжественный образ природы.

Конец XIX — начало XX века было исключительно напряжённым периодом в общественной жизни России и сложным этапом развития искусства. Это было время острой борьбы мировоззрений, противопоставления творческих методов, поисков нового живописно-пластического языка в искусстве.

Среди многочисленных художественных группировок, возникших в России, наиболее влиятельная роль принадлежала «Миру искусства» и «Союзу русских художников».

Деятельность «Союза русских художников» определяли мастера, которых объединяли верность принципам реализма, демократическая направленность творчества. В произведениях ведущих художников этого объединения проявилось активное отношение к действительности. Они находили новые средства для отображения жизни. В их картинах огромную роль играют свет и цвет, их контрасты, живописная фактура, техника наложения мазка.

А.Е. Архипов, уроженец Рязанского края, прекрасно знавший деревенский быт, создал многочисленные картины из жизни крестьян, часто вдохновляясь образами своих земляков и природой родных мест.Он представлен в музее шестью картинами, охватывающими тридцатилетний период творчества. По этим работам можно проследить путь художника-реалиста, овладевающего новыми средствами художественного выражения.

«Лёд прошёл» (1895) — ранняя, поэтическая по настроению картина художника. С тщательностью и любовью к деталям изображены им деревенские ребятишки и крестьяне, пришедшие полюбоваться разлившейся рекой. В этой картине появляются черты нового — светлый колорит, интерес к передаче световоздушной среды.

Автором многочисленных изображений крестьян был и Ф.А. Малявин. Его полотна отличаются глубоким психологизмом образов. Буйным многоцветьем красок они рождают представление о неистовой энергии его героев, то выплескивающейся наружу, то затаённой. С творчеством этого самобытного художника в собрании музея знакомят картины «Старик у очага» (1915) и «Мужской портрет» (1916).

В собрании музея имеются пейзажи С.Ю. Жуковского, С. А. Виноградова, К.А. Коровина, А.Е. Архипова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского, К.Ф. Юона и других ведущих мастеров «Союза русских художников».
Выдающимся явлением в искусстве конца XIX — начала XX века было творчество ВА. Серова. Реализм, глубина замысла, артистизм исполнения, достижения в области колорита ставят его произведения на недосягаемую высоту. Многогранный талант Серова проявился в портретах, пейзажах, произведениях на исторические темы, рисунках, декоративном искусстве.

Рязанскому художественному музею принадлежит превосходная пастель Серова «Зимняя дорога в Домотканове». Легкими градациями коричневато-серого тона передаёт художник ранние сумерки мягкого зимнего дня. Эта работа, как и другие пейзажи Серова, проникновенна и глубоко лирична.
В музее хранится более ста этюдов интересного художника С.Г. Никифорова. Рано умерший, он остался в русском искусстве почти неизвестным. Для его холстов характерна яркая, солнечная живопись, динамичные композиции, стремительность мазка. Пример тому работы «Гроза идёт» и «Натурщица». Последняя относится к периоду обучения Никифорова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Колорит этого холста сдержан, текучий мазок мягко моделирует форму. Этюду присущи черты высокой художественной культуры, унаследованной Никифоровым от его учителя В.А. Серова.

Деятельность художественного объединения «Мир искусства» оказала большое влияние на развитие русского искусства начала XX века. Мастера, составляющие костяк этого объединения, выдвинули и развили в своём творчестве принцип эстетизации прошлого, декоративного стилизаторства. Диапазон видов и жанров искусства, к которым обращались художники «Мира искусства», чрезвычайно широк. Несмотря на противоречивость творчества художников «Мира искусства», они достигли больших успехов в области театрально-декорационной живописи и книжной графики и внесли ценный вклад в сокровищницу не только русского, но и мирового искусства.

Сказочно-поэтический образ создал М.А. Врубель в эскизе костюма Снегурочки для певицы Н.И. Забелы. В своеобразной живописной манере выполнены работы А.Я. Головина для театра. В собрании музея он представлен эскизом декорации к драме Г. Ибсена «Маленький Эйольф» (1907). Мастер звучного колорита Н.Н. Сапунов представлен работой на тему пасторали М.А. Кузмина «Голландка Лиза». Изысканная интерпретация произведений древнерусских мастеров находит место в рисунке Д.С. Стеллецкого «Беседа», причудливо-орнаментальном панно Н.К. Рериха «Бой со змеем» — раннем произведении художника.

В работах этих художников, а также в рисунках и акварелях А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева, К.А. Сомова отчётливо выражены особенности индивидуального мастерства их создателей.

Чертами нового отмечена и скульптура начала XX века. Ведущей становится теперь станковая скульптура. Значительно расширяется круг тем, к которым проявляют внимание скульпторы. Для произведений пластики используются различные материалы, в частности, дерево. Широкое распространение получает скульптурный этюд, к которому обращаются мастера в поисках живой пластической формы.

Скульптура этого периода в музейном собрании представлена произведениями С.Т. Коненкова, П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной и других.

Собрание произведений дореволюционного русского искусства завершается живописными и графическими работами Н.С. Гончаровой, Б.Д. Григорьева, П.В. Кузнецова, АВ. Куприна, Н.П. Крымова, А.В. Лентулова, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, М.С. Сарьяна и других художников. Положив в основу своего творчества не достоверно точное изображение предметов, а субъективное истолкование их, стремясь выявить конструкцию и материальность вещей, эти художники прибегли к геометризации предметов, примитивизации, символике, к повышенной декоративности цвета.

Музей имеет коллекцию картин, рисунков, гравюр и произведений прикладного искусства западноевропейских мастеров. Многие из живописных полотен до революции находились в рязанском имении князей Барятинских.

Среди картин мастеров голландской школы особое место занимает работа Адриана ван Остаде «В сарае» (1639). Это одно из ранних произведений художника, хранящихся в музеях России. Остаде блестяще решает задачу живописного изображения полутёмного пространства сарая и потока золотистого света, проникающего через открытую дверь.

К кругу голландского пейзажиста Якоба Рейсдаля принадлежит художник второй половины XVII века — автор картины «Охота на оленя». Живопись полотна, построенная на лессировках, прозрачная коричневато-зелёная, передаёт прохладу лесной чащи. В центре изображена сцена охоты. Её исход как бы предвещают грозовые тучи, готовые сомкнуться над белоснежным облаком.

Среди картин западноевропейских художников XIX века заслуживает внимания портрет баронессы Диргардт (1899) кисти венгерского живописца Фюлопа Ласло. Портрет относится к периоду расцвета творчества этого популярного в Европе художника. С большим мастерством он передаёт мягкость модели и оттенок лёгкой грусти в глазах молодой женщины.

За долгие годы своего существования Рязанский художественный музей приобрёл известность одного из значительных хранилищ произведений изобразительного искусства среди областных музеев России.

Татьяна Щеглова

Источник: Коллекционеры из рязанских усадеб, 2008.

Метки: Разделы: 

Похожие материалы

Просмотры Дата создания Тип Автор
Первый рязанский музей 1,409 03.12.2013 Публикация rzn_ writer
Во имя будущего 1,014 03.12.2013 Публикация rzn_ writer
Список вековой давности 2,274 03.12.2013 Публикация rzn_ writer


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама