Продолжатель алешинской традиции

Версия для печатиВерсия для печати

Н.М. Карамзин в своей книге «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» писал: «...самоё просвещение делает человека любопытным: хочется знать старину, какова бы она ни была, даже и чужую, а своя ещё милее».

Во время работы над материалами для сборника «Рязанские усадьбы и их владельцы» мне удалось не только собрать большое количество исторических документов о селе Большая Алешня Ряжского уезда Рязанской губернии, но и проследить судьбу их владельцев, внёсших весомый вклад в русскую культуру. Один из них Иван Александрович Всеволожский.

И.А. Всеволожский
И.А. Всеволожский

Фамилия Всеволожских с давних пор встречается в российских государственных и исторических документах. По «Бархатной книге» род Всеволожских ведётся от князей Смоленских, потомков легендарного Рюрика. История сохранила немало фактов возвышения и низвержения представителей этого рода. Последнее возвышение Всеволожских связано с приходом к власти Екатерины П.Братья Андрей, Всеволод, Илья и Сергей Алексеевичи Всеволожские принимали активное участие в дворцовом перевороте в июле 1762 года и были щедро одарены новой императрицей. Судьбы их однако сложились по-разному. У Андрея она трагическая. Он сделался надворным советником, пензенским воеводой и — при взятии города войсками Емельяна Пугачёва сгорел в своём доме. Его жена Мария Ивановна осталась с пятью детьми — тремя мальчиками и двумя девочками.

В приложении к «Истории Пугачёва» Александр Сергеевич Пушкин указал братьев пензенского воеводы: Всеволожского — Всеволода Алексеевича, впоследствии ставшего основателем горнозаводского хозяйства на Урале, Сергея Алексеевича, служившего в лейб-гвардии Измайловском полку и дослужившегося до звания генерал-поручика, вдобавок сделавшегося действительным камергером, и Илью Алексеевича Всеволожского.

Особенно благосклонной судьба оказалась к Всеволоду. В 1779 году он действительный тайный советник и обер-прокурор Сената, кроме того, основатель горнозаводского хозяйства на Урале. Приобретя часть строгановских имений: 854 тыс. десятин земли и лесных угодий, соляные промыслы в Ленве и Новом Усолье, Пожевский чугунолитейный и железоделательный завод, он положил начало новой династии уральских землевладельцев-заводчиков. Эти владения в 1796 году перешли к его племяннику и тёзке (у Всеволода Алексеевича не было детей), отставному ротмистру Всеволоду Андреевичу Всеволожскому, будущему деду моего героя. Тёзка развернул кипучую хозяйственную деятельность на Урале. За период с 1804 по 1818 год им были построены Марвинский, Майкорский, Александровский и Всеволодовильвенский горные заводы, в 1825 году основан Всеволодоблагодатский золотой промысел. Так что дядя в нём не ошибся, как не прогадал и астраханский наместник Никита Афанасьевич Бекетов, выдав за него шестью годами раньше свою дочь Елизавету. За ней небогатый тогда гвардейский поручик Всеволод Андреевич Всеволожский получил в приданое по «рядовой крепости» в Астраханской губернии Чернорынские рыбные промыслы и сто тысяч рублей деньгами и драгоценностями. От этого брака у супругов родилось трое детей: два сына — Александр и Никита и дочь Мария (в замужестве Сипягина).

18 апреля 1810 года Елизавета Никитична умерла, и заботы о воспитании детей легли на плечи Всеволода Андреевича.

ВА. Всеволожский служил астраханским вице-губернатором, был камергером. Принадлежал к числу истинных архимиллионеров, в светском обществе его называли «Петербургским Крезом». Он слыл удивительным оригиналом своего времени, устраивал диковинные домашние ярмарки, замечательные чудачества. Всеволод Андреевич прославился как смелый покровитель многих изобретений в горном и фабричном промыслах. В 1811 году он первым в России отправил по Каме и Волге коноводскую баржу, первым построил пароход, на котором в 1817 году совершил путешествие до Казани, первым приступил к стеариновому производству, применил приёмы искусственного орошения и строительства дренажа, ввёл выделку железа английским способом, рафинирование сахара, учредил первый в России чугунолитейный завод, имел в первопрестольной на Пречистинке превосходную типографию.

Всеволод Андреевич был страстным театралом. В 1805—1807 годах его кандидатура рассматривалась на должность директора Московских театров. В 1806 году хор и оркестр Всеволожского пользовался у московской публики широкой известностью.

Литератор, драматург Степан Петрович Жихарев в своих записках «Воспоминания старого театрала», характеризуя московский период жизни ВА. Всеволожского, писал, что это «...человек богатый, гостеприимный, живёт барином, на открытую ногу, страстный охотник до музыки, имеет собственный оркестр, любитель театра и всяких общественных увеселений».

До выхода в отставку осенью 1812 года проживал в Москве. Приближение армии Наполеона к Москве заставило его покинуть город и перебраться в Казань, затем в заводской поселок Пожву на Урале, где он прожил до осени 1817 года. На Пожевском заводе им впервые в России введено газовое освещение заводских мастерских, построены пароходы Волжско-Камского бассейна. В 1817 году он провёл первые отечественные опыты получения ковкого металла по способу пудлингования. Всё это позволило Всеволоду Андреевичу приобрести в российских кругах широкую известность как прогрессивного организатора производства.

Живя на Урале, он содержал домашний театр, на сцене которого ставились пьесы, шедшие и в столичных театрах. Отец героини Отечественной войны 1812 года Надежды Дуровой, А.В. Дуров, посетив ВА. Всеволожского, в письме к ПЛ. Вяземскому в январе 1817 года сообщал: «Я был в гостях у Всеволода Андреевича на заводах его: правда, что живёт по-герцогски. Прожил 10 дней во всех удовольствиях — театры, маскарады, балы, концерты, а любезность хозяина всё, кажется, превышала».

В 1818 году Всеволод Андреевич переезжает в Петербург. До последних своих дней он проживал близ северной столице на мызе Рябово Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии. Приобретя эту мызу, он занялся её обустройством. Барский дом, имевший 160 комнат, был роскошно, со вкусом обставлен. Дорогая мебель, произведения искусства — скульптура, картины — украшали залы. Будучи страстным коллекционером, Всеволожский собрал большую коллекцию картин, особое место в ней занимала портретная живопись.

Осушив болота, построив дороги, расчистив приближавшуюся к усадьбе рощу, Всеволожский создал величественный парк. В огромных оранжереях крепостные крестьяне выращивали лимоны, персики, виноград, апельсины. Поздравляя императрицу Марию Фёдоровну с Новым годом, Всеволожский на золотом блюде подносил ей фрукты, выращенные в собственных оранжереях.
С большим размахом (по тем временам) проводились у него мелиоративные работы, в сельскохозяйственное производство вводились новые земли, сеялась свекловица, на построенном им заводе производился свекловичный сахар.

В Рябове Всеволожский устраивает крепостной театр. Весь аристократический Петербург, выдающиеся деятели культуры и искусства съезжались туда на музыкальные вечера, в которых принимали участие известные русские музыканты А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский —управляющий Московской конторой императорских театров. Неизменным успехом у петербургских вельмож пользовались и театральные представления. Хорошо был известен в петербургских кругах и оркестр Всеволожского, которым руководил знаменитый композитор, скрипач-виртуоз, инспектор музыки при императорских театрах Л.В. Маурер. На концерты и представления съезжалось более тысячи гостей вместе со своими слугами. Гости размещались в особых помещениях, при этом не испытывали ни малейшего стеснения в имении барина-хлебосола.

Постоянными гостями Всеволода Андреевича были Оленины, жившие по соседству на мызе Приютино, баснописец АИ. Крылов, принимавший участие в создании для домашнего театра Всеволожского «озорных комедий», А.А. Шаховской — российский академик, поэт, драматург, режиссёр, член «Беседы русского слова», Ф.П. Толстой — скульптор, живописец, медальер, вице-президент Академии художеств, поставивший в театре Всеволожского балет-пантомиму, П.П. Свиньин — писатель, историк, собиратель древностей, путешественник, издатель журнала «Отечественные записки», А.Н. Толстой — театральный критик и поэт-дилетант, Н.И. Хмельницкий — драматург, переводчик и многие другие деятели литературы и искусства.
Приёмы, балы, богатые подарки знаменитым гостям, членам царской фамилии создали Всеволоду Андреевичу славу богатого аристократа. Однако его финансовое положение в начале XIX века находилось уже в плачевном состоянии. 1 мая 1817 года в письме сыну Александру он сообщал: «Я здесь не сижу, тружусь, хлопочу, беспокоюсь, дабы обеспечить себя и благосостояние своё сколько возможно скорее; при всем недостатке денег выполняю контракт, составляющий 1 027 000 рублей. Между тем какне имею теперь налицо денег ни гроша; если б вздумал ехать на ярмарку (Нижегородскую. — В. Ч.), то и на прогоны даже не буду иметь. Как же после сего могу решиться отсюда выехать? Разве тогда, как успею отстроить стимботы, коих делаю ныне два и которые не требуют прогонов».

После смерти Всеволода Андреевича все имения были унаследованы его сыновьями Александром и Никитой.

В отличие от отца, они были людьми светскими, их оживлённые дома в Москве и Петербурге стали центрами притяжения для самых одарённых деятелей искусства, литературы, науки, мировых знаменитостей, приезжавших в Россию. В петербургском доме в 1820-е годы часто собиралось светское общество «золотой молодёжи», объединенное в общество «Зелёная лампа». Частым гостем у Всеволожских был А.С. Пушкин. В последние годы Александр Сергеевич задумал написать большое прозаическое произведение — роман из русской жизни под названием «Пелам». Особое место он планировал отвести там дому Всеволожских. Написал план и характеристику главных героев, однако преждевременная гибель поэта не позволила завершить замысел. Впоследствии, в материалах следственной комиссии по делу декабристов, в качестве учредителя данного общества фигурирует Никита Всеволожский. «Зелёная лампа» была одной из полуконспиративных ячеек декабристского «Союза благоденствия». В конце 1820 года общество прекратило своё существование. В период выступления декабристов на Сенатской площади Никита Всеволожский находился на Кавказе и участия в движении не принимал.
Братья Всеволожские были большими друзьями А.С. Пушкина. Род Всеволожских занимал видное место в родословной поэта. Прадед его по отцу Александр Петрович Пушкин был женат на Евдокии Ивановне, приходившейся внучкой в девятом колене Василисе Ивановне Всеволожской, дочери князя Ивана Ивановича Всеволожского.

Знакомству поэта с Никитой Всеволожским способствовала их совместная служба в Коллегии иностранных дел, где он с ноября 1816 года числился актуриусом. Их сблизили общие литературные и театральные интересы, юных «поклонников Терпсихоры и Мельпомены» связывали узы искренней дружбы.

Отзвуками дружбы наполнено стихотворение «Всеволожскому», написанное поэтом в 1819 году:

Прости, счастливый сын пиров,
Балованный дитя Свободы!
Итак, от наших берегов
От мертвой области рабов,
Капральства, прихотей и моды
Ты скачешь в мирную Москву,
Где наслажденьям знают цену,
Беспечно дремлют наяву
И в жизни любят перемену...
Ты там на шумных вечерах
Увидишь важное Безделье,
Жеманство в тонких кружевах
И Глупость в золотых очках...
Но вскоре, верный обожатель
Забав и лени золотой,
Держася моего совета
И волю всей душой любя,
Оставишь круг большого света
И жить решишься для себя...
А наш осиротелый круг,
Товарищ, скоро ль оживится?
Душа вослед тебе стремится.
Где б ни был ты, возьми венок
Из рук младого Сладострастья
И докажи, что ты знаток
В неведомой науке счастья.

В письме к А.Н. Толстому в 1822 году Александр Сергеевич писал о доме Всеволожских:

Вот он, приют гостеприимный,
Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили вечный мы союз,
Где дружбы знали мы блаженство,
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое Равенство...

В письме к А.А. Бестужеву от 29 июня 1824 года поэт называет Никиту Всеволожского «лучшим из минутных друзей моей минутной младости».

В октябре 1824 года Александр Пушкин пишет из Михайловского Никите Всеволожскому: «Не могу поверить, что ты забыл меня, милый Все(воложский) — ты помнишь П(ушкина), прошедшего с тобою столько веселых часов — П(ушкина), которого ты видал и пьян(ого) и влюбл(ённого), не всегда верн(ого) твоим субботам, но неизменного твоего товарища в театре, наперсника твоих шалостей,
П(ушкина), отрезвившего тебя в страстную пятн(ицу) и приведшего тебя под руку в церковь театральной дирекции, да помолишься господу богу и насмотришься на госпожу Овошникову (танцовщица, влюбленная в Н.В. Всеволожского. — В. Ч.)».

Н.В. Всеволожский. Художник О. Дезарно
Н.В. Всеволожский. Художник О. Дезарно

Продвигаясь по службе, Никита Всеволожский достиг чина действительного статского советника, как придворный стал гофмейстером. Однако ему не удалось не только преумножить состояние, доставшееся ему по наследству, но и правильно, по-хозяйски им распорядиться. Частые и долгие поездки за границу, роскошный особняк, постоянные балы, увеселительные мероприятия требовали огромных средств. Долги росли. В 1840-е годы кредиторы выстроились в очередь, подошёл час расплаты. В казну перешли заводы, солеварни, часть земельных и лесных угодий, часть Рябовского имения. Полное банкротство наступило в 1854 году. После смерти Никиты Всеволожского в 1862 году его наследникам практически ничего не осталось от миллионного состояния, оставленного ему отцом.

Александр Всеволодович был другом А.С. Грибоедова, членом литературно-политического общества «Зелёная лампа», руководимого его младшим братом Никитой Всеволодовичем. Общество получило своё название от лампы зелёного цвета, освещавшей комнату в доме Всеволожских, в которой собирались его члены.

В сентябре 1812 года Александр Всеволодович в качестве командира вступил в Нижегородское ополчение, созданное на средства его отца. Корнет Всеволожский участвовал в зарубежных походах русской армии, сражениях под Лейпцигом, Данцигом, Париясем. В 1814 году он был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. В 1816 году произведён в кавалергарды, служил у генерала А.А. Закревского вместе с Н.И. Толстым, СН. Бегичевым, М.С. Луниным, П.И. Пестелем, В.П. Ивашёвым. Службу проходил в Павловском гусарском, кавалергардском полках и в 1819 году ушёл в отставку в чине ротмистра. А после окончания военной службы поступил в Коллегию иностранных дел, где был сослуживцем А.С. Грибоедова.

12 ноября 1820 года Александр Всеволодович женился на дочери князя Ивана Дмитриевича Трубецкого Софии. Они воспитывали десять детей: шестерых сыновей — Дмитрия, Всеволода, Владимира, Ивана, Павла, Бориса и четыре дочери.

В подмосковном имении Трубецких Александр Всеволодович возглавил «Знаменское общество», которое было образовано из либерально настроенной молодёжи, любителей литературы и искусства. В имении устраивались праздники, музыкальные вечера с участием чешского композитора Иосифа Генншты. Усадьбу посещали литераторы ПА. Вяземский, ВТ. Чертков, Г.С. Батеньков, Д.В. Веневитинов, ЕА. Баратынский, граф Ф.П. Толстой, М.М. Херасков, который был куратором Московского университета. Однако и службы Всеволожский не чурался: с 1837 года он церемониймейстер, с 1841 —действительный статский советник.

В 1843 году Александр Всеволожский приступил к разработке каменноугольных копий. В 1845 году начал строительство железной дороги, связывающей каменноугольные копи с рекой Камой, однако реализовать проект ему не удалось. Лишь через 35 лет правительством была построена Уральская горнозаводская дорога. В 1846 году им был построен первый кабестанный пароход.
После раздела в 1849 году имений с братом Александр жил в Пожевском заводе Пермской губернии. В его собственности оказались Пожевский горный округ, половина Заозёрской золотоносной дачи, половина всех сёл и крепостных крестьян.

Сын Александра Всеволодовича Иван Александрович Всеволожский, о котором пойдёт речь, после окончания Петербургского университета состоял на дипломатической службе, служил при канцелярии Министерства иностранных дел в Париже.

С 1881 по 1899 год И.А. Всеволожский — директор императорских театров (до 1886 года — московских, с 1886 по 1899 год — петербургских). Будучи директором императорских театров, развил кипучую деятельность, провёл ряд организационных реформ. В своей деятельности ориентировался на придворно-аристократические круги. Большое внимание уделял созданию пышных постановочных спектаклей. Он написал несколько пьес, как художник участвовал в оформлении балетных постановок, музыку к которым сочинил Пётр Ильич Чайковский. С композитором Всеволожского связывала большая творческая дружба. По его инициативе Чайковскому был заказан целый ряд сценических произведений, ставших шедеврами. Среди них балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Иоланта», «Пиковая дама». На сцене Мариинского театра была поставлена опера «Евгений Онегин». По просьбе Всеволожского Чайковским были написаны фрагменты для шестой картины оперы. Всеволожским была подана мысль о сюжете опер «Капитанская дочка», «Пиковая дама». Иван Александрович принимал участие в разработке либретто балетов Чайковского. Именно ему Чайковский посвятил балет «Спящая красавица».

И.А. Всеволожский известен как театральный критик, художник, оставивший блестящие портреты-карикатуры общественных деятелей, артистов, художников, писателей, учёных.

С 1899 года и до последних дней своей жизни он был директором «Публичного музеума» — Императорского Эрмитажа.

Прекрасно образованный человек, имевший широкие связи за границей, он хорошо понимал значение Эрмитажа как музея, собравшего в своих залах уникальные произведения мировой культуры. Он привлёк к работе в Эрмитаже молодых, перспективных специалистов, тесно связанных с художниками, коллекционерами, людьми, увлекающимися искусством, объединенных А.Н. Бенуа вокруг журналов «Старые годы», «Художественные сокровища России».

Иван Александрович продолжил славные традиции своих предков: увлекался искусством, коллекционировал произведения западноевропейской живописи и русскую графику. В его художественном собрании портреты детей Всеволода Андреевича: Александра, Дмитрия и Всеволода, написанные А.О. Дезарно в 20-х годах XIX века, а также копии картин этого художника, исполненные самим владельцем коллекции.

В ней находилось ещё более десяти гравюр западноевропейской графики. Особую ценность представляли гравюры, выполненные по оригиналам Рафаэля «Чудесный улов рыбы» и Гольбейна «Мадонна семьи Мейера», а также редкие исторические композиции Шатийона.

Впоследствии эти гравюры были переданы Иваном Александровичем в дар Эрмитажу.

Собрание Ивана Александровича пополнилось после его женитьбы на Екатерине Дмитриевне Волконской: она собирала портретную миниатюру. Благодаря ей и связано его имя с рязанским селом Большая Алешня — вотчиной Екатерины Дмитриевны.

После зимних театральных сезонов, когда жизнь в столице замирала, семья Всеволожского уезжала в своё имение в Рязанской губернии, чтобы отдохнуть, набраться сил, наметить планы на будущее, обдумать новые постановки. К отъезду готовились обстоятельно. В короба, ящики, корзины упаковывали макеты декораций, картины, книги по театру, искусству, театральные костюмы. Именно там, в деревне, к Ивану Александровичу приходило вдохновение, он часами работал над эскизами декораций, костюмов, делал наброски, рисовал. Он был автором многих декораций и к двадцати пяти балетным спектаклям — костюмов.

Во второй половине XIX века начался расцвет веерного искусства, веер становится вновь неотъемлемым предметом женского туалета. Росписи экранов вееров исполняют знаменитые художники-декораторы, салонные живописцы.

Выпускаются праздничные сувенирные веера, посвященные различным событиям придворной жизни, в частности, в память костюмированных балов, проходивших в Петербурге в 1882 и 1883 годах.

Не остался в стороне от моды и Всеволожский. Обладавший чувством юмора, он запечатлел на одном из вееров в карикатурном виде многих из присутствующих на этом маскараде: изобразил герцога Эдинбургского, А.А. Половцова, К.П. Победоносцева, других государственных деятелей. По «политическим» соображениям среди персонажей отсутствуют хозяева бала, а также император Александр III и его супруга Мария Фёдоровна.

В 1881 году Всеволожский исполняет веер с 33 карикатурами государственных и общественных деятелей — членов Государственного совета в китайских и японских костюмах.

И.А. Всеволожский увлекался не только живописью, коллекционированием произведений искусств, но и собрал огромную библиотеку, включающую в себя не только художественную литературу, но и книги по искусству, театру, для которой художником Фалькерези был изготовлен великолепный экслибрис с фамильным гербом.

Перелистывая семейный архив, он отчетливо представлял деяния своих предков, оставивших значительный след в истории России, развитии промышленности, культурной и художественной жизни. Большинство из них были запечатлены на полотнах знаменитыми художниками. Портреты, являясь семейными реликвиями, входили в собрания родственников Ивана Александровича.

В преддверии 1900 года (видимо, после смерти жены) Всеволожский продаёт имение в Большой Алешне и перевозит библиотеку, семейный архив и коллекцию картин в Петербург.

В конце XIX начале XX века художественная жизнь в Российской империи была оживлённой и насыщенной. Повышенный интерес общества проявлялся к многочисленным выставкам, аукционам. Московские, петербургские, губернские газеты и журналы имели рубрики, посвященные изобразительному искусству, создавались художественные объединения просветительского характера.

Важным событием в культурной жизни России стала грандиозная историко-художественная выставка русских портретов, организованная С.П. Дягилевым в 1905 году.

Идея создания выставки принадлежала художнику, историку искусства, музейному деятелю Александру Николаевичу Бенуа, высказанная им ещё в 1900 году. Он считал необходимым собрать на одну общую выставку произведения русской живописи XVIII века, портреты, разбросанные по всей России, хранящиеся во дворцах знати, в дворянских имениях, музеях, картинных галереях, у коллекционеров. Он был уверен, что историографии русского искусства большую услугу окажет тот человек, кто сможет выполнить эту работу. Этим человеком впоследствии и стал Сергей Дягилев.

Активное участие в подготовке выставки принимал Иван Александрович Всеволожский. Будучи директором Императорского Эрмитажа, вместе с АН. Бенуа и СП. Дягилевым он подбирал произведения из фондов Эрмитажа, предложил несколько портретов своих предков, хранившихся в личной коллекции и коллекциях родственников. Ряд картин был представлен на выставку Екатериной Илларионовной Всеволожской, женой камер-юнкера Николая Дмитриевича Всеволожского, племянника Ивана Александровича.

Портрет княгини Анны Сергеевны Голицыной, младшей дочери генерал-поручика Сергея Алексеевича Всеволожского, написанный художником Рокотовым, был представлен Е.В. Всеволожской, хозяйкой рябовского имения.

Александр Всеволодович Всеволожский из своего подмосковного имения отправил на выставку портреты Андрея Алексеевича Всеволожского и его брата Сергея Алексеевича.

Иван Александрович Всеволожский представил портреты предков жены: миниатюрный Марии Саввишны Перекусихиной, камер-юнгферы Екатерины II, портрет мужа племянницы Перекусихиной — Ардалиона Александровича Торсукова, выполненный известным художником Боровиковским. В коллекции Ивана Александровича был ещё один портрет Торсукова в придворном мундире с Александровской лентой, который писал художник Лоренс. Кисти этого же художника принадлежал и портрет дочери Торсукова Марии, находившийся в коллекции Всеволожского. На выставку же он дал её портрет работы де Куртейля. Это собрание вызвало большой интерес у посетителей выставки. После Октябрьской революции оно разошлось по музеям страны.

Виктор Чеклуев - исследователь творчества С.Н. Худекова, краевед.

Источник: Коллекционеры из рязанских усадеб, 2008.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама