Рязанская область в 2004-2007 гг.

Версия для печатиВерсия для печати

Первый год нового Губернатора.

На первой же после победы пресс-конференции Г.И. Шпак подчеркнул то, что высказывал и на встречах с избирателями перед вторым туром. Смена власти будет происходить в области «эволюционным путем», и на своих местах сохранится 70% аппарата. Большинство прежних работников останутся на своих местах с «испытательным сроком», и, если к ним не будет претензий, смогут работать и дальше. Вновь избранный губернатор также отметил, что надо продолжать развивать многие связи, наработанные прежней администрацией, такие, например, как с компанией ТНК-BP, с Минсельхозом и др. Он также сказал, что его вполне устраивает и представитель прежнего губернатора в Совет Федерации М. Одинцов. В целом высказывания губернатора в первые дни после выборов и их комментарии в прессе были выдержаны в духе «преемственности» власти.

Вступление в должность нового губернатора состоялось 12 апреля. Из прибывших гостей можно было отметить большую группу «уважаемых людей» (бизнесмены, банкиры) из Самары, чиновников от спорта (в частности, председатель национального олимпийского комитета Л.В. Тягачев, глава Федерального агентства по физической культуре и спорту В.А. Фетисов и др.), военных «друзей» губернатора. На мероприятии также были полпред в ЦФО Г.С. Полтавченко, министр сельского хозяйства А.В. Гордеев, лидер «Родины» Дмитрий Рогозин, депутат Государственной Думы от Ивановской области Сергей Бабич и др. В выступлении Г.И. Шпак еще раз отметил, что будет обеспечивать «преемственность власти».

После вступления в должность были обнародованы первые решения губернатора о назначениях. Они в основном подтверждали заявленную линию. Большая часть заместителей прошлого губернатора и начальников управлений остались на своих постах («с испытательным сроком»). Новой фигурой был лишь А.В. Ярин, назначенный на пост первого вице-губернатора. Он был выходцем из системы МВД, затем работал в бизнесе, а также какое-то время занимал пост вице-премьера Чечни при премьере Бабиче. Из других назначений, проведенных в апреле, следует отметить приход на ряд важных постов в администрации людей из окружения лидера местной «Единой России» Н.И. Булаева. Параллельно с назначениями была внесена и новая структура администрации области, без серьезных проблем одобренная на апрельском заседании областной Думы. В середине апреля состоялось еще одно кадровое решение, зависимое от Центра, но проведенное в интересах нового губернатора. Должность главного федерального инспектора в области покинул Александр Сергеев, занимавший ее с 2000 года, а до этого возглавлявший местное управление ФСБ. На выборах он весьма активно поддерживал И.Н. Морозова, поэтому его уход можно было считать успехом Г.И. Шпака.

Символом «объединительной» политики губернатора стало его участие в первомайской демонстрации и митинге, где его окружали представители КПРФ. Выступление Г.И. Шпака с призывом «объединить усилия на благо народа» было встречено участниками митинга с одобрением. Также одобрительно его встречали и на конференции «Единой России», и на конференции профсоюзов, тесное и дружеское общение он демонстрировал на празднике Дня города с главой Рязани П.Д. Маматовым и депутатами горсовета.

Но затем в местной политике стали проявляться другие тенденции. Представитель губернатора в Совете Федерации М.В. Одинцов был неожиданно заменен крупным бизнесменом из Самары Андреем Ищуком. Вскоре после этого на внеочередном заседании Думы по просьбе губернатора были внесены изменения в Устав области. Согласно им, в области создавалась отдельная структура правительства, работающая параллельно с губернатором. Ее возглавил вице-губернатор А.В. Ярин. Постепенно в структуре правительства стало появляться много новых людей, не связанных ранее с областью. В основном они прибывали из других регионов (Нижний Новгород, Самара, Чебоксары, Московская область и др.). Многие их них проявляли коммерческие интересы к экономическим активам области. У губернатора возникли конфликты с некоторыми главами районов. Он потребовал их отставки. В июле стало известно, что губернатор предложил уйти в отставку и главе администрации Рязани П.Д. Маматову. СМИ сообщили, что против него возбуждено уголовное дело.

Местные круги стали проявлять недовольство. В прессе стали публиковать нелицеприятные материалы об окружении губернатора. Появились слухи, что бывший губернатор В.Н. Любимов якобы может занять пост главного федерального инспектора в регионе. Но это не подтвердилось. Новым главным федеральным инспектором был назначен отставной генерал из Москвы Владимир Кожемякин. В целом это назначение интерпретировалось как благоприятное для губернатора. На совещании и пресс-конференции, посвященным «100 дням» работы новой администрации, состоявшимся в конце июля, губернатор, после рассказа об успехах новой администрации, жестко предупредил ряд местных политиков, что не допустит с их стороны противодействия.

Тем не менее в отношении к новому губернатору у части местных элит возникло негативное отношение. Это использовал проигравший на выборах губернатора депутат Государственной Думы И.Н. Морозов. В этот период он вышел из фракции ЕР в Госдуме и стал независимым депутатом, а затем сблизился с оппозиционной ЕР фракцией «Родина» и вступил в нее. В области он стал проявлять себя как политик оппозиционный губернатору. По согласованию с лидером «Родины» Д. Рогозиным, И.Н. Морозов возглавил рязанское отделение «Родины», которое раньше курировал Г.И. Шпак. Это еще больше обострило политическую ситуацию в регионе.

Между тем в сентябре 2004 г. произошло изменение контекста федеральной политики. После теракта в городе Беслане Центр перешел к новой политике по укреплению и консолидации власти, которые были озвучены В.В. Путиным 13 сентября. В порядок дня был поставлен вопрос о переходе от выборности к фактическому назначению губернаторов.

Губернатор стал вести политику с учетом новых реалий, вытекавших из федеральной реформы, которые ставили его дальнейшее пребывание на посту губернатора в большую зависимость, с одной стороны, от Центра, а с другой, - от областной Думы. В отношении Центра он стал активно предлагать свой образ опытного «силовика», что в условиях обострившихся угроз терроризма могло быть особенно востребованным. Г.И. Шпак активно проводил встречи и совещания с чиновниками и руководителями по соответствующим темам, обсуждал с «силовиками» планы противодействия терроризму и т.д. Это позволило ему укрепить отношения с полпредом, который продемонстрировал интерес к развитию контактов с областью по линии силовых структур.

Опираясь на улучшение отношений с Центром, губернатор действовал и на «думском» направлении. Здесь он не стал возобновлять политику жесткого давления, а попытался реализовать модель «коалиционной» политики. В условиях начавшейся подготовки к выборам областной Думы он был вынужден думать о формировании своей «коалиции поддержки» в будущей Думе. Перспектива создания коалиции, типологически сходной с той, что поддержала его на выборах губернатора, в принципе открывала для Г.И. Шпака возможность получения в областной Думе устойчивого большинства.

Но образования «большой коалиции» поддержки губернатора, которая бы обеспечила стабилизацию нового политического режима в области, в конце 2004 г. не произошло. Основной причиной этого стало обострение борьбы в горсовете Рязани. По решению суда 24 ноября 2004 г. был отстранен от должности глава администрации Рязани П.Д. Маматов. Губернатор не скрывал своего одобрительного отношения к этому решению. Сразу после отстранения П.Д. Маматова он прибыл в горсовет и дал понять депутатам, что им следует выполнять пожелания губернатора, так как именно он отвечает за стабильность в регионе.

Отстранение П.Д. Маматова состоялось накануне довыборов горсовета Рязани по шести округам, проходивших 28 ноября. В округе № 14 при массированной поддержке губернатора победу одержал его «советник по Рязани», бывший мэр Чебоксар Анатолий Игумнов, которого прочили на пост главы Рязани. Устранение П.Д. Маматова и победа на выборах А. Игумнова сделали вполне реальной достижение важной стратегической цели политики губернатора -установления контроля над управлением в городе.

Но депутаты фракции «Единой России» в горсовете, пополнившиеся после довыборов еще тремя членами, отказались избирать А. Игумнова главой города, ссылаясь на неясность юридических формулировок избрания главы города депутатами при формально сохраняющихся полномочиях П.Д. Маматова. Их позиции активно поддерживал председатель РРО «Единой России» Н.И. Булаев, заинтересованный в сохранении своих позиций в городе. Но к ним присоединились и другие, в т.ч. председатель горсовета Варгин, который должен был освободить место А. Игумнову, а также люди связанные с П.Д. Маматовым. В итоге избрание А. Игумнова в начале декабря отложили.

Обозначилось противодействие губернатору и в общественном секторе. На заседании Общественно-политического консультативного Совета, которое прошло 30 ноября, по действиям губернатора было высказано много критики. В прессу были направлены заявления ОПКС по отстранению П.Д. Маматова (выражалось сомнение в его законности), по ситуации в «губернаторской» телекомпании ТКР (гонения на опытных работников, некомпетентность и др.). И даже было принято решение отказаться в наименовании ОПКС от слов «при губернаторе», так как губернатор от сотрудничества с этим ОПКС фактически отстранился, дав понять, что администрация будет формировать в области общественную палату из других, близких к себе организаций.

Таким образом, к середине декабря борьба местных политиков с губернатором явно усилилась. Противодействие шло сразу по нескольким направлениям (в горсовете, в облдуме, в административном аппарате, в общественных структурах, в партиях и т.д.).

В преддверии выборов областной Думы важным моментом стали выборы нового председателя Областной избирательной комиссии. Возглавлявший ее с 1998 г. Николай Бирюков покинул свой пост. Новый председатель ОИКа был избран 15 декабря. Им стала Галина Муравьева. Ее избрание в регионе в основном трактовали как соответствующее интересам губернатора, так как она была избрана в Облизбирком по его квоте.

Но главные столкновения в местной политике произошли в конце декабря. 20 декабря было объявлено, что первый заместитель губернатора Франк ушел в отставку. На его место был назначен М.И. Кривцов, близкий к местной аграрной группе глава Рыбновского района. Уже накануне М.И. Кривцов активно вел работу по созданию «губернаторского блока» для выборов областной Думы. Его назначение свидетельствовало, что губернатор сделал на выборах ставку на этот блок. Это вызвало всплеск недовольства в «Единой России». Политсовет «Единой России» 21 декабря принял решение блокировать кандидатуру А. Игумнова на выборах председателя горсовета Рязани. Тем не менее на встрече с прессой 22 декабря губернатор публично в присутствии помощника полпреда в ЦФО Александра Громова и главного федерального инспектора Владимира Кожемякина завил о необходимости прихода Игумнова к руководству городом, сославшись при этом на поддержку кандидатуры А. Игумнова полпреда Г.С. Полтавченко и другими инстанциями в Центре. Избранию А. Игумнова, таким образом, был придан статус поддержанного Центром.

Но на другой день 23 декабря на заседании горсовета А. Игумнов так и не был избран. Этому воспротивились депутаты от «Единой России», хотя Г.И. Шпак обращался к ним еще раз, в связи с чем переносилось начало заседания. В сопротивлении губернатору депутаты опирались на поддержку Н.И. Булаева и центрального руководства «Единой России», заинтересованных в сдерживании губернатора. Но это решение было для депутатов трудным. На собрании фракции ЕР в горсовете произошел раскол, а ее директор Ново-Рязанской ТЭЦ, председатель СВ. Сазонов даже готов был выйти из партии.

В этот период обострился еще один конфликт. На совещании по итогам года Г.И. Шпак резко высказался в адрес областного правительства и вице-губернатора А.В. Ярина. Причин недовольства было высказано много. Это и неэффективная работа экономического блока правительства (мало инвестиций) и политического блока (слабая работа и отставка Франка, конфликт в горсовете, общий рост политической напряженности), информационного блока (неразбериха в аналитической работе) и т.д. Этот конфликт касался уже внутренних отношений в команде губернатора и дестабилизировал работу самой исполнительной власти.

Кампания по выборам областной Думы, стартовавшая 22 декабря, была на какое-то время прервана относительным затишьем политической жизни в начале января 2005 г., вызванным небывало длинными новогодними и рождественскими праздниками. Дестабилизация политической обстановки в области в последние недели ушедшего года вызывала беспокойство местных политиков и Центра. В этой связи говорили, что еще в период праздников, якобы по рекомендации Центра, прошла неформальная встреча губернатора с лидером местной организации ЕР Н.И. Булаевым, на которой они пытались снизить накал конфликта и согласовать позиции губернатора и «единороссов» на предстоящих выборах в областную Думу. Переговоры, в частности, касались совместных кандидатур, выдвигаемых на выборах.

Но со второй декады января произошло существенное изменение социально-политического фона избирательной кампании. Из многих регионов страны стала поступать информация о волнениях льготников. На региональном уровне эту волну попыталась подхватить КПРФ. Но губернатор стал активно проводить совещания в правительстве по вопросам льготников, встречи с «силовиками», объявил о создании межведомственного штаба по этим вопросам.

В основном митинги и протесты были направлены против центрального правительства и «Единой России», которые ратовали за новый закон, но почти не затрагивали непосредственно губернатора. Это обстоятельство ослабляло в начавшейся избирательной кампании позиции «Единой России» и укрепляло позиции губернатора. С новой энергией развернулась работа по формированию «губернаторского блока», а в переговорах с «Единой Россией» губернатор усилил давление с целью включения в ее списки своих людей. Список «Единой России» несколько раз перекраивался и был сформирован последним, когда все другие списки были уже выдвинуты.

К концу января губернатор не скрывал своего удовлетворения. Он смог добиться в Центре репутации «губернатора стабильного региона» и даже выступал на совещаниях в Москве с докладами об «опыте поддержания стабильности в условиях перехода к новой системе льготных выплат». Это обстоятельство помогало ему увереннее вести дела с находящейся под давлением протестов льготников «Единой Россией», продвигая через ее списки своих людей. Одновременно набирал силу и его собственный «губернаторский блок» «За Рязанский край», который в условиях ослабления ЕР рассчитывал на высокий результат на выборах. 19 января было проведено учредительное заседание новой Общественной палаты при губернаторе, в которую, как было объявлено, вошло 80 общественных организаций. Председателем палаты был избран первый заместитель губернатора М.И. Кривцов. А 28 января губернатор провел большое совещание руководящего слоя области. В санатории «Сосновый бор» под Рязанью собрались представители правительства, ветеранских организаций, профсоюзов, руководители районов, депутаты и др. Речь шла о проблемах монетизации. Практически все отмечали хорошую подготовку в области к отмене льгот, стабильную и спокойную обстановку в регионе. На совещании были намечены планы празднований 60-летия Победы, вручались подарки и премии руководителям организаций ветеранов.

У противников губернатора дела шли не очень хорошо. Конфликтующую с губернатором «Родину» преследовали неудачи. От ее поддержки отказались несколько известных депутатов областной Думы, в ее кампании усилились финансовые трудности, возникли юридические проблемы с регистрацией. Список партии выглядел откровенно слабым, поэтому в последний момент его усилили депутатами Госдумы (возглавил список И.Н. Морозов, вторым был генерал Валентин Варенников). А 28 января лидер «Родины» И.Н. Морозов попал в аварию (его машина перевернулась на московской трассе). Депутат был травмирован и доставлен в больницу. И хотя, как сообщалось, угрозы жизни травмы не представляли, даже кратковременный выход из строя лидера мог осложнить ситуацию для партии. Не состоялось и объединение в блоке «Яблоко» и СПС, хотя подготовка к его созданию проводилась. СПС был выдвинут отдельно, под своим не очень популярным в области «брэндом». Обнаружились проблемы у Партии пенсионеров, которая так и не была зарегистрирована. И даже КПРФ, несмотря на обстановку нарастающих протестов льготников, никак не могла выйти на активный режим избирательной кампании.

Ко 2 февраля было объявлено о регистрации на выборах в областную Думу 7 списков партий и блоков (Родина, КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, СПС, блок «За Рязанский край» и блок «Социальная защита и справедливость»), насчитывавших около 150 кандидатов, и около 100 кандидатов в одномандатных округах.

И вновь, как уже не раз бывало в этом «трудном» для губернатора году, тенденция его укрепления сменилась тенденцией к дестабилизации и нарастанию противодействия. Переломным моментом стал внезапный кризис в правительстве области. Хотя полностью внезапным его назвать все же нельзя. Критика, которой Г.И. Шпак подверг председателя правительства и вице-губернатора А.В. Ярина на совещании в декабре, свидетельствовала о возникших между ними расхождениях. Конфликт с председателем правительства закончился уходом последнего в длительный «отпуск». С начала февраля правительство оказалось без председателя, что вызвало дополнительное соперничество различных группировок за получение этого поста. Вскоре, впрочем, стало известно, что губернатор сам намерен возглавлять правительство, вообще упразднив пост председателя и вице-губернатора.

Активизировалась и оппозиция, стараясь использовать конфликт во власти для выхода из-под ее пресса. В начале февраля в Рязани прошли различные общественные акции оппозиции. Были проведены несколько пикетов, образовался общественный комитет «Наше право на выбор», объединивший СПС, «Яблоко» и ряд других организаций. А 12 февраля состоялся многолюдный митинг протеста против закона о льготах, в котором прияли участие многие оппозиционные организации.

Новый всплеск политической борьбы произошел 15 февраля, когда в прессе были опубликованы материалы об обращениях в суд по незаконному финансированию прошлогодних губернаторских выборов. В суд обращались предпринимательница из Касимова Наталья Сучкова, имевшая на руках финансовые расписки Г.И. Шпака, и соперник губернатора на выборах И.Н. Морозов. Скандал был подхвачен в центральной и местной прессе.

В конце февраля в область прибыл председатель ЦИКа Александр Вешняков. После поездки по области, встреч и бесед в облизбиркоме и с губернатором он на итоговой пресс-конференции несколько охладил пыл противников губернатора, заявив, что «дестабилизация области не нужна», а «инициаторы скандала манипулируют фактами». В этот же период, как стало потом известно из интервью самого Г.И. Шпака, он обратился в центральное руководство «Единой России» с просьбой о более тесном сотрудничестве. Вероятно, это позволило несколько затормозить скандал вокруг губернатора, а в области высадился целый десант представителей ЕР (в кампании участвовали 7 председателей комитетов Государственной Думы от ЕР и много других ее депутатов), в ее кампанию были введены и другие федеральные ресурсы. Новое сближение губернатора с ЕР не замедлило сказаться на кампании «губернаторского блока». В ней начались проблемы. В штабе сменили команду технологов, резко сократился выход агитационных материалов, по районам была дана установка поддерживать ЕР.

Массированное участие ЕР в местной избирательной кампании вызвало реакцию других федеральных партий. В финале кампании их присутствие в регионе резко возросло. Область посетили их федеральные лидеры - «Родины» - Рогозин (дважды), КПРФ - Г.А. Зюганов и ЛДПР - В.В. Жириновский. Кампании оппозиционных партий к финалу заметно активизировались. Опросы стали показывать критическое падение рейтингов ЕР. В последний день кампании, видимо, выполняя договоренность, Г.И. Шпак выступил открыто. Он публично сообщил, что вступает в ЕР, и призвал голосовать за эту партию, фактически отказавшись от «своего» блока.

Прошедшие 20 марта выборы областной Думы принесли противоречивые результаты. Данные по спискам были следующие: ЕР-22% (5 мандатов), КПРФ - 15,1% (3 мандата), «Родина» - 13% (3 мандата), блок «Социальная защита и справедливость» - 10,8% (2 мандата), блок «За Рязанский край» - 10% (2), ЛДПР - 8,5% (2), СПС - 5,5% (1), против всех - 12%. В округах ЕР получила 6 мандатов, КПРФ - 2, СПС - 1, самовыдвиженцы - 9. О несогласии с официальными результатами выборов заявляли КПРФ, «Родина», ЛДПР, ряд кандидатов в округах. Но официальных исков в суд подано не было.

С одной стороны, данные показывали, что ЕР все-таки удалось выиграть, но, с другой, - результаты власти (ЕР и блок «За Рязанский край») были явно ниже, чем ожидалось. При этом они не могли обеспечить в Думе устойчивого большинства. Особенно слабо выступил «губернаторский блок» - всего два мандата по списку и ни одного в округах. Без коалиции с автономными от него группами в ЕР или с какими-то другими автономными фигурами контроль решений в Думе был для него невозможен.

Сразу же после выборов начались консультации по созданию в Думе «правящей коалиции». Но это оказалось далеко не так просто. Расклад сил между «большинством» и «оппозицией» был примерно равным. Создать минимальное (19 голосов) «большинство» при голосовании за нового спикера удалось только к 4 апреля, когда на первом заседании думы ее председателем был избран бывший глава Михайловского района Владимир Карпович Сидоров.

Формирование новой думы шло на фоне другого «трудного» для губернатора процесса. 25 марта стартовал суд по иску И.Н. Морозова о финансировании его выборов и требовании отмены их результатов. Наконец, еще один сюжет местной политики актуализировался после выборов - вопрос об избрании главы областного центра. Календарный срок полномочий отстраненного от должности главы Рязани П.Д. Маматова истек 27 марта. Горсовет назначил выборы главы города уже по новой процедуре (на сессии горсовета из состава депутатов) на 8 апреля. И этот процесс не обещал быть легким.

2005 г. - тенденция к политической стабилизации.

Период после выборов в областную Думу (весна-лето 2005 г.) был достаточно сложным и для политики губернатора, и для региональной политики в целом. В это время продолжали развиваться конфликты предшествующего периода, и политическая стабилизация не наступала. И все же именно в этот период появились первые признаки перехода к более стабильной обстановки в регионе, которые рельефно обозначились к концу 2005 г. Эта тенденция проявлялась как в снижении конфликтности во властных структурах, так и в общем улучшении в экономической и в общественной жизни области.

Избрание нового председателя областной Думы и формирование там относительного правящего «большинства», о чем говорилось выше, было первым шагом в тенденции к политической стабилизации. В целом сложившиеся в Думе нового состава отношения можно было охарактеризовать как «расширенную коалиционную модель». «Большинство», закрепив свою руководящую роль, сделало определенные уступки оппозиции. Оппозиционеры в целом снизили накал риторики и ослабили противодействие. В процессе выборов заместителей председателя Думы и председателей комитетов представители КПРФ получили пост одного из трех заместителей. Им стал бывший председатель Думы В.Н. Федоткин. Двумя другими замами стали представители «Единой России» П.К. Алабин и Ю.И. Еременко. Представители «Родины» и КПРФ получили также посты руководителей ряда комитетов Думы. В мае 2005 г. тенденция консолидации проявилась, например, при выборах нового представителя Думы в Совете Федерации. За предложенного «Единой Россией» нового кандидата на пост представителя Думы в Совете Федерации - никому неизвестного в области гандболиста из Москвы Андрея Лаврова - было подано 30 голосов из 36 возможных.

В отношениях Думы с губернатором тоже в основном стала складываться «коалиционная» модель. Сложное положение губернатора после выборов заставило его искать компромисс с депутатами. Его отношения с Думой не исключали столкновений и различий по отдельным, прежде всего, экономическим вопросам. Дума далеко не во всем здесь следовала за губернатором. Но по основным вопросам региональной политики и отношений с центром стороны избегали конфликтов и шли на компромисс. Губернатор, например, признал, ошибочность чрезмерной ставки на «внешние» кадры и стал больше ориентироваться на местные группы. Возникшие в этот период слухи о его скорой отставке не подтвердились.

В апреле был, наконец, решен вопрос с уходом бывшего «премьера» А.В. Ярина. Он уволился с работы и покинул область. Переход к этой политике позволил губернатору укрепить отношения с Думой и сделать шаг к формированию там «уставного большинства», которое должно было обеспечить голосование по предложенным им изменениям структуры исполнительной власти (объединение функций губернатора и председателя правительства) в Уставе области. Губернатор уже фактически с января объединял эти функции, но это не имело уставного статуса.

Принятие нового Устава области в первом чтении состоялось 27 июля. Накануне еще сохранялись сомнения в том, что решение будет принято без проблем. Депутаты от оппозиции (КПРФ, «Родина» и др.) хотели «жестко спросить» с губернатора отчет за опыт «двухголовой» модели исполнительной власти в регионе, введенной в мае 2004 г. по инициативе самого губернатора. Но за день до заседания произошло неожиданное «примирение» Г.И. Шпака и лидера местной организации «Родины» И.Н. Морозова. Последний отозвал свой кассационный иск из Верховного суда по делу об отмене результатов губернаторских выборов. В этих условиях выступления против проекта Устава в Думе не произошло, и он был принят «уставным большинством». А висевшая над губернатором угроза суда по пересмотру результатов выборов была устранена. На совместной пресс-конференции бывшие противники Г.И. Шпак и И.Н. Морозов заявили, что им удалось достичь компромисса. Морозов назвал это «искусством невозможного».

На фоне всех этих тенденций к стабилизации жизни региона резким диссонансом выделялся конфликт в горсовете областного центра, который в этот период не затухал, а обострялся. В апреле прошло несколько заседаний, посвященных выборам нового председателя Совета и главы города. Но все они не имели кворума, и выборы не могли состояться. За это время губернатор уже отказался от выдвижения на пост председателя горсовета А. Игумнова и стал склоняться к поддержке другой кандидатуры. Но общего мнения в горсовете не было, и выборы откладывались на протяжении всего апреля. Наконец, в последний рабочий день месяца - 29 апреля было проведено «неожиданное» заседание в горсовете. Был не только избран, наконец, новый глава города, но и сменено все руководство Совета. Главой города был избран Семен Викторович Сазонов, работавший до этого генеральным директором Ново-Рязанской ТЭЦ. Он был поддержан также губернатором и Главным федеральным инспектором.

Это был весьма рискованный маневр, который вызвал рост дестабилизации и конфликтов. Дело в том, что в заседании участвовало только 18 депутатов (минимально необходимое большинство) из 35. А 17 депутатов в нем не участвовали. Они не согласились с принятыми решениями и обратились в суд с целью признания заседания незаконным. В течение лета конфликт в горсовете обострялся. Проходили судебные разбирательства. Группы депутатов проводили отдельные собрания, которые были объявлены заседаниями, и принимали противоречащие друг другу решения. В горсовете образовалась депутатская фракция «Единая Рязань», которая требовала смещения избранного 29 апреля председателя. Лишь осенью ситуация в городской власти постепенно стабилизировалась и депутаты смогли приступить к процедуре конкурсного отбора кандидатов на пост нового главы городской администрации.

На областном уровне тенденции к стабилизации проявлялись более определенно. 29 мая губернатор выступил с большим интервью по ТВ («Эхо»). В нем он подвел итоги усилий по «стабилизации ситуации» (отметил роль нового председателя областной Думы В.К. Сидорова и нового председателя горсовета СВ. Сазонова, говорил, что областью доволен Центр, что в области наметился быстрый рост инвестиций и т.д.). Он также сообщил о новых масштабных планах (торжества, посвященные 110-летию со дня рождения С.А.Есенина, строительство памятника Олегу Рязанскому, строительство стекольного завода, торгово-выставочного центра, освещение города и т.д.).

Осенью 2005 г. «коалиционная» модель отношений областной Думы и губернатора сохранялась. В сентябре Дума без проблем утвердила нового представителя губернатора в Совете Федерации Рафгата Закиевича Алтынбаева, который был предложен Г.И. Шпаком вместо ушедшего с этого поста в июне Андрея Ищука. В октябре перед принятием Устава области во втором чтении было предложено 39 поправок. Большинство из них были приняты. Разногласия касались в основном вопроса об одобрении Думой высших чиновников областной исполнительной власти. Депутаты предлагали закрепить право Думы одобрять (и смещать) вице-губернатора, замов губернатора и председателя правительства и начальников управлений. Губернатор соглашался только на вице-губернатора. В октябре этот спор так и не был разрешен и принятие Устава перенесли на ноябрь. К следующему заседанию стороны пошли на компромисс. В Уставе было закреплено одобрение Думой вице-губернатора, замов губернатора и председателя правительства. От одобрения начальников управлений депутаты отказались. Новый Устав области был принят 2 ноября сразу во втором и третьем чтениях.

В этот же день произошло еще одно значимое политическое событие. Было объявлено, что губернатор области вступил в партию «Единая Россия». О своем намерении это сделать он заявил, как мы знаем, еще в марте, накануне выборов областной Думы, но этот вопрос долго не решался в основном по причине упоминавшихся судебных исков, выдвинутых против губернатора. Теперь же и эти вопросы были урегулированы. И.Н, Морозов, как уже говорилось, отказался от своего иска в июле, а в конце сентября от иска против губернатора отказалась и предпринимательница Наталья Сучкова. Она заявила, что ее претензии были урегулированы без суда.

В декабре состоялись решения о персональном заполнении руководящих постов в исполнительной власти области. Думой были утверждены вице-губернатор, заместитель губернатора и четыре заместителя председателя правительства. Вице-губернатором стал Е.И. Митин, работавший до этого замом начальника Управления сельского хозяйства. Только один пост (заместитель председателя правительства по экономике и финансам) получил «внешний» представитель (бизнесмен из Москвы Алексей Петрович Соколов).

Позиция губернатора по конфликтной ситуации в руководстве областного центра претерпела определенные изменения. В апреле, как уже говорилось, он поддержал избрание на пост главы Рязани СВ. Сазонова, тесно связанного с местным руководством «Единой России». В течение лета в конфликте в горсовете губернатор активно поддерживал группу СВ. Сазонова и оказывал давление на группу его противников. Но в конце года, когда решался вопрос о конкурсе на должность главы администрации Рязани по контракту, позиция губернатора изменилась. Он не поддержал кандидатуру, выдвинутую местной «Единой Россией», а заявил о поддержке кандидатуры Федора Ивановича Провоторова, работавшего в тот момент мэром города Касимова.

Важным политическим событием второй половины 2005 г. были выборы органов власти новых муниципальных образований, которые были созданы в области в соответствии с федеральным законом о местном самоуправлении. Первоначально предполагалось проводить прямые выборы только членов муниципальных Советов, а избрание глав муниципалитетов осуществлять на сессиях Советов. Но, по инициативе областного избиркома, в последний момент было решено проводить и прямые выборы глав. Это мотивировалось необходимостью поднять интерес к этим выборам и избежать проблем с явкой, которые обнаружились в других регионах. За это выступали и многие главы сельских администраций, от которых во многом зависел успех выборов.

Решение о назначении муниципальных выборов было принято 4 августа на внеочередном заседании Думы, специально посвященном этому вопросу. Первыми на объявленные выборы откликнулись КПРФ и «Единая Россия». Представители КПРФ провели специальную пресс-конференцию, где подвергли реформу резкой критике, заявив, что она ведет лишь к росту расходов на содержание новой армии бюрократов и начальников, и объявили об отказе КПРФ от участия в этих выборах. «Единая Россия», наоборот, активно включилась в подготовку выборов. На состоявшейся в августе региональной конференции этой партии от нее были выдвинуты сотни кандидатов. Под эгидой ЕР также прошли «круглые столы» по сбору наказов от городов и районов области в федеральные органы власти для участия в распределении дополнительных доходов, полученных федеральным бюджетом.

В сентябре 2005 г. во всех созданных избирательных округах произошли выдвижения кандидатов, а с 22 сентября началась агитационная кампания. По данным облизбиркома, на выборах было выдвинуто более 5 тысяч кандидатов (4241 кандидат в депутаты местных советов на 2729 мест и 861 кандидат в главы муниципалитетов на 285 мест). В выборах участвовали 4 партии: «Единая Россия», «Родина», ЛДПР и СПС. Непосредственно ими были выдвинуты: 410 человек - от «Единой России», 81 человек - ЛДПР, 43 кандидата - от партии «Родина», 12 человек - от «СПС». К этому можно добавить, что фактически партийный сегмент был выше, так как многие кандидаты шли «при поддержке» партий. Например, «Единая Россия» объявила, что при ее поддержке на выборы идут более 1,5 тыс. кандидатов, «Родина» называла цифру -300 человек, СПС - 70 человек.

Главной неожиданностью выборов, состоявшихся 23 октября, стало высокое участие избирателей. Средний уровень участия по области составил около 43% (при необходимом минимуме - 20%). В отдельных районах он доходил до 50% и даже до 60%. Эти данные были близки к уровню участия в губернаторских выборах и превосходили уровень участия в выборах областной Думы. Это, видимо, можно объяснить заинтересованностью в выборах новых глав муниципальных образований, которые, благодаря избранию, повышали свой статус. Как показали результаты, почти в 80% муниципальных образований главами были избраны бывшие главы сельских администраций на этих территориях. Будучи до выборов просто районными служащими, теперь они получали более высокий статус с дополнительными правами, полномочиями, расходами на аппарат.

Общие результаты выборов, оглашенные избиркомом, были следующими. Из 280 новых муниципалитетов, где проходили выборы глав, они были избраны в 195. Из них 39 человек представляли партию «Единая Россия», один - КПРФ, остальные - беспартийные. В 74 муниципалитетах победитель не был выявлен (не набрал более 50%), второй тур там был назначен на 6 ноября. Еще в 11 муниципалитетах выборы не состоялись (из двух кандидатов никто не набрал более 50%). Там проходили повторные выборы. Из 279 муниципалитетов, где проходили выборы в Советы, полные или правомочные составы Советов были избраны в 269. В 10 поселениях выборы не состоялись (там больше всего набрала позиция «против всех»). Там проходили повторные выборы. 6 ноября проходили выборы, не завершенные 23 октября. Тенденции на них были те же - победы преимущественно добивались кандидаты, поддержанные «Единой Россией», а также лица, уже работавшие главами сельских и поселковых администраций. Всего по итогам выборов 23 октября и 6 ноября были избраны все 285 муниципальных советов и 273 главы муниципалитетов.
В самом конце 2005 г. произошло еще одно важное для местной политики событие. 30 декабря на заседании горсовета состоялось голосование по выборам главы администрации Рязани (по контракту). Из 12 обратившихся претендентов конкурсная комиссия рекомендовала к выборам 10 кандидатур. Большинство - 20 голосов получил глава районного города Касимова Ф.И. Провоторов, глава Рязани СВ. Сазонов, также участвовавший в выборах, получил 7 голосов, рекомендованный политсоветом «Единой России» кандидат Сергей Володин получил 2 голоса, еще 2 голоса получил бывший депутат горсовета Алексей Михайлов, 1 бюллетень был признан недействительным. Еще 6 кандидатов, участвовавшие в баллотировке, (в т.ч. бывший мэр Рязани В.В. Рюмин) голосов «за» не получили. Таким образом, в последний рабочий день 2005 г. глава администрации Рязани все-таки был избран, а контракт с ним был подписан 20 января 2006 г.

2006 г. - «приоритетные национальные проекты» в действии.

В 2006 г. тенденции к политической стабилизации в регионе в основном сохранялись. В январе прошла встреча губернатора с Президентом. До этого встреча дважды откладывалась из-за занятости В.В. Путина. Губернатор постарался максимально активно использовать возникший резерв времени для создания благоприятного фона для встречи. Были предприняты активные усилия по разворачиванию в области работы вокруг «приоритетных национальных проектов». В январе и, особенно, в феврале в области прошло рекордное число мероприятий, связанных с этими проектами. На этом фоне встреча губернатора с президентом 30 января 2006 г. прошла успешно. По сообщениям прессы, губернатор докладывал Президенту о динамичном экономическом развитии области, сделав особенный упор на успехи сельского хозяйства, о перспективах национальных проектов в регионе, о стабильной социальной и политической обстановке. Работа губернатора была, как сообщалось, Президентом одобрена.

В течение 2006 г. «приоритетные национальные проекты» были одним из главных направлений работы губернатора и правительства. Эта тематика была основной и на многих заседаниях правительства, и на различных совещаниях и комиссиях. Проходили специальные совещания подразделений по отдельным направлениям национальных проектов: образованию, здравоохранению, жилью, развитию АПК. Была создана рабочая группа по их мониторингу, какое-то время проводившая совещания каждую неделю. Особенно много мероприятий проходило по национальному проекту развития АПК. Часто их проводили вице-губернатор Е.И. Митин или начальник облсельхозуправления С.В. Сальников. На них особое внимание уделялось указаниям и оценкам министра сельского хозяйства РФ А.В. Гордеева, подчеркивался его особый интерес к региону, откуда родом были его родители. Губернатор в основном осуществлял общее руководство и присутствовал на отчетных мероприятиях, проходивших часто при участии представителей полпреда или чиновников из федерального правительства. Наиболее часто он выступал по тематике национального проекта «здравоохранение».

Особую важность в 2006 г. в местной политике придавалась также отношениям с естественными монополиями. На первом плане здесь находился, несомненно, «Газпром», отношения с которым были обновлены и оформлены новым договором о газификации области на основе паритетного финансирования, подписанным в Москве губернатором Г.И. Шпаком и главой «Газпрома» А.Б. Миллером. Этому предшествовала аудиенция губернатора у первого вице-премьера Д.А. Медведева, где программа газификации была названа «пятым национальным проектом», сопоставимым по важности с другими четырьмя. В дальнейшем по этим вопросам прошло несколько совещаний и заседаний на областном уровне. На этом фоне отношения с такими монополиями, как РАО ЕЭС и РАО РЖД, выглядели скромнее. Но и здесь губернатор старался укрепить отношения, встречаясь с чиновниками этих ведомств в Москве и в Рязани. С Московской железной дорогой был, например, подписан договор о реконструкции вокзала в Рязани.

Одним из важнейших направлений региональной политики в 2006 г. было развитие в области инвестиционной, деловой и презентационной активности. Всего сообщалось о нескольких десятках инвестиционных проектов, находящихся в различных стадиях реализации. Среди наиболее крупных и часто упоминаемых были - завод «Гардиан-стекло», проект крытого горнолыжного комплекса «Сноу-центр», торгового центра компании «Метро Кэш энд Керри, Россия» (с участием зарубежных инвесторов), а также строительные проекты банка «Московский капитал», ряда московских торговых сетей и другие. Губернатор и экономическое управление правительства сообщили, что в будущем их будет еще больше. Были заявлены новые масштабные проекты в области гостиничного, выставочного, туристического, спортивного бизнеса, планировались и производственные проекты.

Характерным следствием и одновременно средством политической стабилизации стала масштабная информационно-презентационная кампания по созданию «положительного образа региона», развернутая, прежде всего, исполнительной властью. Затухание конфликтов и столкновений в региональной элите и спад социальных протестов в регионе позволило губернатору и его окружению создать положительный и привлекательный образ Рязанской области на федеральном уровне. В 2006 г. это было одним из важнейших направлений политики правительства. Оно имело несколько самых разных аспектов: политический, информационный, пропагандистский, организационный, презентационный, экономический. Было проведено множество выставок, презентаций, организованы публикации и передачи в центральных СМИ, приемы и поездки федеральных чиновников и прочее.

Число поездок губернатора и других областных чиновников, в том числе сопровождавшихся выставками и презентациями, заметно возросло. Сообщалось о зарубежных визитах губернатора в Германию, Италию, Францию, Швецию, Финляндию, Беларусь, делегация области также посетила Китай. Многочисленные выезды с выставками проходили и по России - в Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Краснодарский край, Ростовскую область, регионы Центрального федерального округа. В конце сентября 2006 г. во время отпуска губернатор участвовал в выставке «Кубань-2006», куда был отправлен рязанский стенд и где губернатор пообщался с президентом В.В. Путиным. В ноябре 2006 г. состоялась большая презентация области в центральном офисе Торгово-промышленной палаты в Москве, где присутствовало много зарубежных послов и федеральных политиков. В области тоже принимали многочисленные делегации, а губернатором был предложен проект создания в Рязани крупнейшего в ЦФО выставочного комплекса и сети VIP-отелей.

Сказанное не означает, что стабилизация в региональной политике привела к полному исчезновению всяких конфликтов, политических противостояний и борьбы. Без них реальная политическая жизнь невозможна. В 2006 г. эти процессы также имели место. Весной заметных масштабов в регионе достигло протестное движение против повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, низких зарплат, пенсий, социального расслоения. При поддержке оппозиционных партий и организаций проходили массовые пикеты, митинги, шествия, на которых высказывалась острая критика политики власти. Но в отличие от протестной волны 2005 г., на этот раз к благоприятным для оппозиции последствиям в раскладе политических сил в регионе они не привели. Тогда волна протестов, пик которых пришелся на избирательную кампанию выборов в областную Думу, привела к росту голосования за оппозицию, к ее серьезному представительству в Думе и к ее относительной консолидации. Власть же была в очень сложной ситуации. Она была расколота конфликтами вокруг губернатора, борьбой за места в областной Думе и не могла противопоставить оппозиции жесткого давления. Затем ей пришлось прикладывать немало усилий, использовать сложные политические маневры, чтобы «демонтировать» в Думе избирательный успех оппозиции. В 2006 г. предвыборной ситуации не было, на властные позиции протесты не влияли. Власть действовала более консолидировано и решительно. На митингах стало больше милиции, их организаторов вызвали в правоохранительные органы. Лидер КПРФ В.Н. Фетодкин, поддерживавший социальные протесты, был снят с поста заместителя председателя областной Думы и стал рядовым депутатом, что снизило влияние оппозиции в Думе.

Весной 2006 г. острая борьба развернулась на досрочных выборах главы второго по величине города области - Касимова. В них участвовала предпринимательница Наталья Сучкова, в свое время подававшая иск о взыскании долга с губернатора. Избирательная кампания была весьма напряженной. Выборы проходили в два тура. Во второй тур Н. Сучкова не прошла, но поддержала предпринимателя Анатолия Курбатова. Перед вторым туром губернатор и ставший «мэром» Рязани Ф.И. Провоторов приезжали в Касимов поддерживать их кандидата, бывшего заместителя Провоторова Васильева. В итоге он все же одержал победу, но с очень небольшим преимуществом, что свидетельствовало об острой конкуренции на этих выборах.

Осенью сообщалось об обострении отношений между губернатором и руководителем аграрного комплекса области СВ. Сальниковым. Ожидалась его отставка. Но ее сначала не последовало, так как СВ. Сальникова вроде бы поддержал министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев. На какое-то время СВ. Сальников сохранил свой пост. Но ненадолго. В самом конце года стало известно, что СВ. Сальников все же уходит. Он выдвинулся кандидатом в областную Думу на довыборах в вакантном избирательном округе. И в ходе выборов в марте 2008 г. получил мандат депутата. Преемником СВ. Сальникова на посту начальника областного управления сельского хозяйства стал вице-губернатор Е.И. Митин.

В общественной сфере в 2006 г. заметное место занимал конфликт между Рязанской епархией и работниками музея Рязанского кремля. Представители церкви потребовали передачи сооружений кремля епархии и размещении там резиденции епископа Рязанского и Касимовского Павла, тогда как сотрудники музея настаивали на сохранении светского характера музейного комплекса. Конфликт получил широкий общественный резонанс. Культурная общественность города в основном поддерживала работников музея, а заявившая о себе «православная общественность» активно встала на сторону епархии. Власти тоже склонялись к поддержке требований церкви, так как к ним благосклонно относились в Центре. Статьи об этом конфликте публиковались не только в местной, но также в центральной и даже зарубежной прессе. До конца года конфликт так и не был разрешен, но давление на защитников музея постоянно нарастало.

В партийной жизни региона тенденции к политической стабилизации дали неоднозначный эффект. Вспышка партийной активности 2005 г., связанная с выборами в областную Думу, проходившими, в том числе и по партийным спискам, явно пошла на убыль. Причем это коснулось региональных отделений не только малых партий, многие из которых были ликвидированы в 2006 г., но также средних и крупных. В результате введения в действие нового более жесткого федерального закона о деятельности политических партий, количество отделений партий сократилось в регионе более чем в три раза (с почти 40 до 12). Оставшиеся партии тоже в той или иной мере столкнулись со спадом влияния в региональной политике. В 2006 г. не было образовано ни одного нового регионального отделения политических партий, за исключением РРО «Справедливая Россия», созданного на базе слияния РРО «Родины» и «Партии Жизни». На этом фоне некоторым исключением выглядела лишь «партия власти» - «Единая Россия». Ее численность в области заметно возросла, составив, по данным самой партии, более 4 тыс. членов. (Для сравнения, численность второй по значимости в области партии - КПРФ в этот период сократилась примерно до 1,5 тыс. человек). Были созданы отделения «Единой России» во всех районах области. По существу, она превратилась в этот период в крупнейшую политическую партию региона.

Общественно-политическая жизнь региона в 2007 г.

На протяжении 2007 г. тенденции к стабилизации в области продолжали сохраняться. Индекс промышленной продукции в Рязанской области возрос на протяжении 2004-2006 годов на 28 %, в то время как в целом по Российской Федерации он увеличился на 17%. На территории области реализовываются более 50 крупных инвестиционных проектов. Объем прямых иностранных инвестиций за 2007 г. вырос по сравнению с 2006 г. в 8 раз и составил около 80 млн долларов. Второй год подряд в регионе собирается более 1 миллиона тонн зерна. Урожайность зерновых составила в 2007 г. 27,8 ц с гектара. Это был наивысший результат, начиная с 1997 г.

В этом году также праздновалось 70-летие образования Рязанской области. При этом вопрос о выделении средств на юбилейные мероприятия был в течение года одной из актуальных тем местной политики. При обсуждении юбилейных расходов (было выделено более 1 млрд. руб.) в областной Думе не все депутаты поддержали предложенный властями вариант. Депутаты от КПРФ, ЛДПР и некоторые другие голосовали «против» либо воздержались, предлагая свои варианты расходования средств. Но наиболее масштабные юбилейные мероприятия прошли в Рязани. Город украсили конные памятники выдающимся историческим деятелям истории Рязанского края: герою борьбы с нашествием хана Батыя в XIII в. Евпатию Коловрату и великому князю Рязанскому Олегу Ивановичу. Его центральные улицы были выложены тротуарной плиткой, открыты фонтаны, проводилась реконструкция некоторых площадей, были организованы общегородские концерты, фейерверки и т.д.

Приближение нового избирательного цикла 2007-2008 годов (выборы в Госдуму, Президента, выборы муниципальных органов власти в городах и районах области) способствовало активизации политической жизни. С лета разворачивалась кампания по выборам в Государственную Думу, которые стали теперь проходить исключительно по партийным спискам. Наиболее активную кампанию в области развернули партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Региональный список «Единой России» возглавил видный федеральный политик - министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев, а списки КПРФ и «Справедливой России» известные региональные политики - В.Н. Федоткин и И.Н. Морозов. Список ЛДПР был объединен с Владимирской областью и возглавлялся малоизвестным Рязанской области М.С. Рохмистровым.

Наибольшие преимущества в избирательной кампании имела, конечно, «Единая Россия» как партия представляющая власть и связанная с популярным президентом. Экономический подъем и повышение уровня жизни последних лет также были ее преимуществом. Но и другие партии, имеющие в области своих традиционных избирателей, политический опыт и известных политиков рассчитывали выступить на выборах достаточно успешно. Предполагалось, что избирательная кампания будет для «партии власти» непростой и достаточно конкурентной.

В сентябре наметилась и политическая активизация в Центре. В преддверии президентской кампании президент В.В. Путин отправил в отставку правительство М.Е. Фрадкова. Новым премьером стал В.А. Зубков. Ситуация в Москве отразилась на региональной политике. В местных кругах распространились слухи, что ставший и.о. министра сельского хозяйства А.В. Гордеев уже не вернется в правительство, а будет направлен на пост губернатора Рязанской области. Тем более, что через день после отставки правительства А.В. Гордеев прибыл в область, посетил ряд районов и участвовал в Рязани в массовом городском празднике. Информация о готовящемся выдвижении А.В. Гордеева в губернаторы области прошла и в ряде центральных СМИ. Но к концу сентября ситуация изменилась. После встречи нового премьера В. Зубкова с Президентом В.В. Путиным, стало известно, что А.В. Гордеев сохранил в новом правительстве пост министра сельского хозяйства, а версия о его возможном переходе в губернаторы Рязанской области оказалась ошибочной.

Еще одно важное событие в избирательной кампании произошло 1 октября. Президент В.В. Путин возглавил партийный список «Единой России». Это существенно изменило ход кампании. «Единая Россия» получила еще большее преимущество, а шансы всех других партий резко сократились. В кампании резко усилилась роль административной мобилизации избирателей. Прямое участие в кампании Президента предопределило активное влияние на выборы всей «президентской вертикали», которая создавалась и укреплялась в последние годы. В области особую роль в избирательной кампании «Единой России» играл губернатор. Он совершил на порядок больше поездок, встреч и других мероприятий по мобилизации элит, управленцев и населения, чем это имело место в каких-либо прошлых избирательных кампаниях.
Активность других партий была явно ниже. В область, например, так и не приехали со специальными предвыборными визитами лидеры КПРФ и ЛДПР. В прошлых кампаниях такие визиты были. Несколько выше была активность новой партии - «Справедливой России», так как она боролась за прохождение в Думу. Ее лидер – С.М. Миронов - посетил область, и это, вероятно, помогло. Партия показала в области результат выше среднего по России. Активность партий, не проходящих в Думу, была также ниже, чем в прошлом, так как реальных шансов преодолеть высокий 7% барьер они не имели. На этом фоне чуть активнее было «Яблоко», лидер которой побывал в предвыборный период в Рязани.

Результаты выборов в Госдуму в области показали резко возросший уровень голосования за «Единую Россию». Она получила 57,1 % голосов, КПРФ - 15,6%, ЛДПР - 9,97%, Справедливая Россия -8,8%. Другие партии не преодолели семипроцентный барьер. От общероссийских наиболее существенно отличались областные показатели «Единой России» и КПРФ. Первая получила в Рязанской области на 7,2% меньше, а КПРФ на 4% больше, чем по всей стране. Основные различия были связаны с голосованием в Рязани. Здесь средний уровень голосов за ЕР составил 50,6%, а за КПРФ - около 19,4%. Именно за счет этих показателей общие результаты ЕР оказались в области ниже, а КПРФ - выше, чем по России. За пределами областного центра ближе к средним по России. Таким образом, именно особенностями голосования городских избирателей Рязани объяснялись различия с Россией.

После выборов стали известны и новые депутаты Госдумы от Рязанской области. Ими стали: от «Единой России» - В.К. Марков и А.В.Фомин, от КПРФ - В.Н. Федоткин. Общие интересы Владимирской и Рязанской областей от ЛДПР будет представлять в Думе М.С. Рохмистров. «Справедливая Россия» от области мандата не получила.

После выборов в Госдуму в области практически сразу стартовала федеральная кампания по выборам Президента, а также началась кампания по выборам муниципальных органов власти, которые пройдут 2 марта 2008 г. В 29 муниципальных районах, а также в Рязани пройдут выборы представительных органов, а в 15 прямые выборы глав муниципалитетов.

Итак, новый 71 -й год своей истории Рязанская область встречает в обстановке активизации политической жизни. Продолжается экономический подъем, растет уровень жизни, улучшаются социальные условия. Рязанцы смотрят в будущее с оптимизмом и, как всегда, надеются на лучшее.

История Рязанского края. 1778-2007.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама