Михайловский тракт

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня Михайловское шоссе — это современная магистраль со всеми атрибутами городской улицы. Но уже несколько веков соединяет она Рязань с городом Михайловом.

ПУТЬ НА БОГОСЛОВЩИНУ

Датой основания находящегося на р. Проне города Михайлова считается 1551 год. И хотя существуют версии, что этот населённый пункт более древний, до сих пор это всего лишь предположение. А своим возникновением современная трасса Рязань — Михайлов обязана двум рязанским монастырям — Троицкому (он расположен сейчас в областном центре — напротив торгового дома «Барс») и Богословскому, тому самому, который находится в селе Пощупово Рыбновского района.

Об истории Богословского монастыря, как самой знаменитой на Рязанщине иноческой обители, выпущено много литературы, причём сюжеты — самые фантастические. Однако же в действительности ни о первом устроителе этого монастыря, ни о времени его основания ничего не известно. Для меня лично несомненно лишь то, что Богословский монастырь прежде находился вовсе не в Пощупове, а совсем в другом месте, — между современными сёлами Плахино и Высокое. «Вся восточная часть Михайловского уезда, по левую сторону р. Прони, с 25 сёлами, принадлежавшими прежде к числу вотчин монастыря, носит и доселе название Богословщины», — писал в 1885 году священник Иоанн Добролюбов, являвшийся ведущим церковным историком Рязанщины того времени.

Первое упоминание о Троицкой иноческой обители относится к 1595 году. Основана же она была, по мнению большинства историков-специалистов, почти на полтора века раньше. А Богословский монастырь ещё более древний. Более того, по бытующему преданию, существовал он даже до монголо-татарского нашествия, случившегося в 1237-1238 годах.

Дорога, которая когда-то в древности связывала Троицкий монастырь с Богословским, и стала в дальнейшем частью Михайловского тракта. А этот тракт со временем преобразовался в Михайловское шоссе в его современном виде.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ КУРЬЁЗ

Когда смотришь на дорогу Рязань — Михайлов, изображённую на топографической карте, то сразу же вспоминается байка из категории исторических анекдотов, услышанная ещё в детстве. Якобы когда прокладывали дорогу Москва — Петербург, один из самодержцев Российской империи провёл на карте планируемую трассу, соединяющую эти населённые пункты. Но начерченная линия получилась неровной, потому что в спешке царь не заметил, как обвёл карандашом выступающий за край линейки кончик пальца. А подчинённые государя восприняли чертёж безропотно и дорогу построили в точности такой, какой она была нарисована, — с нелепым «аппендиксом» в несколько десятков километров.

Я не знаю, было ли что-то подобное на самом деле, но мне приходилось слышать эту версию в нескольких интерпретациях. В качестве главных действующих лиц было несколько императоров (от Петра I до Николая II), и обычная дорога в устах некоторых рассказчиков превращалась в железную, которая была предназначена для первых в нашей стране поездов.

Так вот, если внимательно рассмотреть на карте трассу Рязань — Михайлов, то легко можно обнаружить, что она несколько искривлена на участке от поворота на село Фёдоровское до окончания Захарова. А первоначально дорога была более прямой и проходила на указанном участке через нынешний посёлок Елино, центр которого находится сейчас почти в двух километрах от трассы.

А изменение произошло по одной весьма простой причине: в 1654 г. поодаль от Михайловского тракта возник новый населённый пункт (современный райцентр село Захарово), который со временем стал главенствующим. И трасса естественным образом несколько изменила своё исконное местоположение. Произошло это в 1845 г., когда Захаровские Вороньи Выселки (а именно так называлось тогда современное Захарово) стали селом.

ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Часть Михайловского шоссе, входящая в настоящее время в состав областного центра, в прошлые времена называлась Михайловкой. Начинаясь от места пересечения с Московским шоссе (в районе торгового дома «Барс»), первоначально Михайловка шла параллельно железнодорожным путям мичуринского направления. Издревле она была частью Троицкой слободы, которая располагалась на пространстве от Троицкого монастыря до нынешней площади Победы. Вместе с Михайловкой Троицкая слобода тогда считалась пригородом. И вошли они в состав городской черты только в 1927 году.

Сейчас одноэтажная (в основном) Михайловка стремительно меняет облик в соответствии с законами архитектурного жанра, свойственного нынешнему веку. Стены многих развалюх ещё дореволюционной постройки обкладываются новым кирпичом или отделываются сайдингом. Появились и современные коттеджи. А в районе пивзавода, на противоположной от него стороне Михайловского шоссе, разрастается новый микрорайон с многоэтажками. Его строительство было запланировано ещё в советское время, он даже получил название — Ситниковский. Но возведение здесь домов в лихие перестроечные годы XX века было заморожено, и лишь нынешнее столетие позволило вновь вернуться к благим начинаниям жилого строительства.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», №3 (816) 2012 г.

Михайловское шоссе. Начало автомагистрали
Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама