Иконопочитание

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

27 октября Православная церковь чтит память святых отцов VII Вселенского собора, на котором был установлен догмат о почитании икон. Но до сих пор многие противники Церкви утверждают, что возношение молитв перед священными изображениями в храме — не что иное, как идолопоклонство. Так ли это?

Если обратиться к Священному Писанию, то в Ветхом Завете мы можем прочитать о том, как Господь повелел Моисею украсить Скинию (место хранения ковчега Завета) изображениями херувимов. Но тогда невозможно было изображать Самого Бога, ведь никто не видел Его. Позднее, когда Сын Божий пришёл на Землю и явил Собой Образ Бога, стали появляться первые священные изображения. Первой же иконой стал нерукотворный образ Спасителя, отпечатавшийся на полотенце, которым вытирался Христос. Позднее апостол и евангелист Лука писал прижизненные изображения Божией Матери, которые стали предметом почитания. «Важно понимать, — говорит настоятель рязанского Никольского храма при больнице имени Семашко Павел Коньков, — что и тогда и сейчас мы поклоняемся не иконе, а тому первообразу, который изображён на ней. И отдавая почтение священному изображению, мы почитаем первообраз: Спасителя, Богородицу или святого, изображённое на иконе» .

Само слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». При обращении с молитвой к Богу или святым нам проще, если перед глазами есть образ того, к кому мы обращаемся. И в этом смысле икона помогает нам обращаться к первообразу, имея его перед глазами в виде написанного изображения. Но в первые века христианства, когда в людях ещё оставалось много языческого, появление икон привело к тому, что многие стали поклоняться не Богу, а Его изображению, создавая таким образом идолов. В 787 г. в городе Никее состоялся VII Вселенский собор, на котором был принят догмат об иконопочитании. «Догмат был призван выработать чёткое и правильное почитание икон, — поясняет священник Павел Коньков. —Конечно, иконоборцы существовали и после установления этого догмата и продолжают существовать и до сих пор. Но в Православной церкви украшение храма образами Бога и святых стало доброй, проверенной веками традицией».

Икона

У православных людей наличие в храме святых образов обычно не вызывает никаких вопросов. Однако последователи различных христианских сект (баптисты, адвентисты и др.) называют это идолопоклонством, ссылаясь на заповедь Ветхого Завета: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им... »

«Бог Слово воплотился в конкретном Образе — человеке Иисусе Христе, тем самым сделав возможным и рукотворное создание образов», — говорит отец Павел. Галина, перешедшая в православие из протестантизма, признаётся, что первое время в храме её коробило наличие икон. «Но постепенно это стало восприниматься настолько органично и неотделимо от богослужения, что сейчас я отношусь к почитанию святых образов как любой православный христианин».

Таким образом, почитание икон не является идолопоклонством, если в своих молитвах мы обращаемся не к изображению, а к первообразу: Богу, Богородице или святому. Но, к сожалению, в современной церковной среде распространилась «узкая дифференциация икон». Люди считают, что молиться об исцелении от недуга пьянства можно только перед иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», а вылечиться от гриппа помогает икона целителя Пантелеймона, забывая, что молимся мы в первую очередь Богу. «Необходимо остерегаться такого различения святых, — говорит отец Павел. — Основа почитания — уважение, а не способность исцелять ту или иную болезнь, выполнять наши просьбы. Мы можем обращаться к тому святому, который нам особенно близок, как к сомолитвеннику за нас перед Богом. В этом основание почитания святых и их изображений» .

Безусловно, многим святым Богом дана особая благодать помогать в определённых жизненных обстоятельствах. Но это не значит, что другие святые неспособны стать заступниками за нас перед Господом. И если человеку близок, например, преподобный Серафим Саровский, то можно обращаться к нему с молитвой во всех скорбях. Точно так же с иконами. Исторически некоторые образы прославились тем, что по молитвам перед ними люди получали ответы на свои просьбы. «Но помогает нам не доска с изображением, а Господь. Почитая икону, мы почитаем Господа, и через Свой образ Он может посылать нам исцеление и благодать. Мы же в ответ должны возблагодарить Его за милость и достойно пройти свой жизненный путь», — подчёркивает священник Павел Коньков.

В заключение хотелось бы привести ещё один пример из жизни. Когда близкий нам человек уезжает далеко, мы достаём из альбома его фотографию и вызываем в памяти его образ. Важным для нас является не лист бумаги, а изображённый на нём человек. Так же и с иконами. Если почитать мы будем не само рукотворное изображение, а того святого, который является первообразом, то не будет идолопоклонства, а будет уважение и благоговение перед человеком, который благочестивой жизнью удостоился быть заступником и молитвенником за нас перед Богом.

Светлана Исаева

Газета «Панорама города», №43 (908) 2013 г.

Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама