Обезображенная святыня

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Николай Чудотворец — один из тех святых, кого испокон веков русский народ особенно почитает. В этом отношении рязанская земля — не исключение. Сегодня наш рассказ о Рязанской Николодворянской церкви.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Место, где в настоящее время располагается в Рязани Николодворянский храм, прежде было центром старой Ямской слободы. После перенесения её в район нынешней Театральной площади и возведения в 1788 году новой Николоямской церкви (той, что на улице Циолковского) народ стал именовать храм Никольским Староямским (или просто Старо-Никольским).

При подготовке этой статьи мы обнаружили в одном из рязанских еженедельников вот какие сведения: «Изначально Никольский храм был первым в Ямской слободе, но после строительства новой церкви отошёл на попечение рязанскому дворянству, за что и получил своё теперешнее название». Информация эта ошибочна. Никогда Никольская Староямская церковь на попечение рязанскому дворянству не отходила. А своё второе название — Николо-дворянская — получила по названию улицы Дворянской (сейчас — ул. Полонского).

Ещё в одной газете было написали: «Первое упоминание о ямском Николаевском храме Переяславля-Рязанского относится к 1568 году». Неизвестно, откуда взялась эта дата, но классик церковной истории Рязанщины священник Иоанн Добролюбов, рассказывая о Старо-Никольском храме, утверждал, что впервые «церковь Николая Чудотворца в Ямской слободе упоминается в окладной книге 1676 г., где при ней в числе 101 приходского двора показано 80 домов «емских охотников». Существующая ныне каменная церковь, с приделами в честь святых апостолов Петра и Павла и Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1767 году».

СВИДЕТЕЛЬСТВО ДРЕВНОСТИ

На сегодняшний день все серьёзные церковные историки сходятся в едином мнении о том, что «первоначальное время постройки Староямского Николаевского храма в Рязани неизвестно».

Работая в Российском государственном архиве древних актов с документами XVI-XVII веков, не раз приходилось встречать упоминание о «Николаевской церкви Переяславля-Рязанского», то есть нынешней Рязани. Но следует напомнить, что кроме Никольской святыни в Ямской слободе в то время были ещё две церкви во имя особо почитаемого русским народом святого — храмы Николы Старого и Николы Молодого. И о какой из этих трёх Николаевских церквей идёт речь в документах — непонятно.

Да, не найдены пока что данные, убедительно подтверждающие год первоначальной постройки Николодворянского храма. Но эта рязанская святыня, несомненно, очень древняя. И косвенное подтверждение этому имеется. В некоторых архивных документах храм называется «Никольским посадским». В русских княжествах X-XVI веков посадом называли торгово-промышленное поселение, находящееся вне городских стен. Рязань основана в 1095 году. А поскольку посад был неотъемлемой частью города, в котором проживало торгово-ремесленное население, можно с уверенностью утверждать, что деревянный Никольский посадский храм существовал уже в XII-XIII столетиях.

В то время, как известно, вражеские набеги на русские поселения были делом обычным. Население посадов в случае опасности уходило в город, где и спасалось за крепкими крепостными стенами. А их дома подвергались разграблению и чаще всего сжигались. Такая же участь ожидала и посадские церкви, если грабителями выступали не православные братья, а иноверцы. Поэтому деревянная Никольская посадская церковь, несомненно, на протяжении XIII-XVI веков не раз уничтожалась огнём. Но она всегда восстанавливалась, лишь только враги оставляли осаду Переяславля-Рязанского и уходили.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Очередные разбойники разорили Николодворянский храм уже в первой трети XX века. Но случилось это не в одночасье, как происходило во времена татаро-монгольских грабителей и убийц, а в течение двенадцати лет.

В 1918 году тогдашние власти составили полную перепись церковного имущества. Через пять лет после этого произвели изъятие ценностей. А в 1930 году храм закрыли. Все здания святыни решено было по распоряжению городского исполкома передать в ведение Осоавиахима. Все просьбы жителей близлежащих улиц о возвращении им храма игнорировались.

Некогда Николодворянский храм по красоте своей превосходил все остальные приходские церкви Рязани. Но за время советской власти его так обезобразили, что сделали похожим на большой каменный сарай.

Эту святыню возвратили Русской православной церкви в 2007 году. 21 мая 2009 года храм вновь освятили. Богослужения и активная приходская жизнь продолжаются.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», 2010 г.

См. также:
Установка купола в Николо-Дворянском храме

Метки: 
Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама