Рязанское княжество и поле Куликово

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Более шести веков минуло с 21 сентября 1380 г. Церковь в этот день отмечает великий праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. В истории нашей страны эта дата отмечена как победа на Куликовом поле, положившая начало освобождению от монголо-татарского ига. Какая роль в этой победе была отведена рязанской земле?

ВОЕННЫЙ ЩИТ РУСИ

Полтора столетия совершались разорительные набеги монголо-татар на Русь. И больше всех тяжести и ужасы монгольского ига испытало на себе Рязанское княжество. Оно было щитом Руси от Орды. Нигде столько не было пролито крови, сожжено городов, как на рязанской стороне. Карамзин писал, что монголо-татары «желали единственно грабить и жечь: мгновенно приходили, мгновенно и скрывались. Область Рязанская... была усыпана пеплом... » Уцелевшие от набегов поселения обкладывались непомерно высокой данью. Батый поставил своих послов по всем городам Руси. Дольше всех ханские сборщики дани — ясака продержались в Рязани. Именно к этому времени относится происхождение населённого пункта Ясаково, что в Спасском районе. Здесь происходил сбор дани для Орды.

К началу XIV века сбор дани перешёл в руки князей, что способствовало укреплению княжеской власти. В это время шёл процесс постепенного усиления Москвы. Медленно, но верно она шла к цели собирания Русского государства. В конце июля 1380 года московский князь Дмитрий Иванович узнал о намерении ордынцев и литовцев воевать с Русью. В селе Чернава Рязанского княжества собрался военный совет, на котором было принято решение выступить против Мамая. А уже после сражения близ Чернавы, в селе Побединка Рязанского княжества, Дмитрий Донской поздравлял русских воинов с одержанной победой.

ХРИСТИАНСКИЕ БОГАТЫРИ

Перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился в монастырь к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох высотой 142 сантиметра и весом около двух килограммов. С тех пор до 1924 года посох хранился как святыня в Дмитровом монастыре, возведённом по указанию Дмитрия Ивановича Московского после Куликовского сражения. В 1924 году посох был передан в распоряжение историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль».

Именно инок Пересвет вышел с русской стороны на поединок с татарским богатырём Челубеем. После поединка и началась кровопролитная битва.

Об участии рязанцев в этой битве красноречиво говорит доклад московского боярина Михаила Александровича. Ему сразу после битвы была поставлена задача пересчитать, «сколько у нас воевод нет». Вот этот печальный доклад о гибели около 500 бояр: «40 московских, 40-50 серпуховских, 20 коломенских, 35 владимирских, 20 переяславских, 50 суздальских, 50 нижегородских, 40 муромских, 30-34 ростовских, 20-23дмитровских, 20 галицких, 25 костромских, 60-70 можайских, 30-60 звенигородских, 15 углицких, 13-30 новгородских, 30 литовских, 70 рязанских».

М.И. Авилов. "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле"
Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама