Чудо-посох из Рязанского кремля

Аватар пользователя admin
Версия для печатиВерсия для печати

Древний артефакт, хранящийся в стенах Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, является одной из самых занимательных и одновременно малоизвестных загадок. Несмотря на почтенный возраст этой диковинки — несколько сотен лет, вокруг неё до сих пор не смолкают жаркие споры. Многие приписывают этому любопытному предмету магические и целебные свойства, другие же считают его просто оригинальным музейным экспонатом.

ТАЙНА СТАРИННОГО АРТЕФАКТА

На первый взгляд, в посохе нет ничего особенного. Палка как палка, разве что чересчур увесистая. В глаза не бросается, тем более что по соседству за витринным стеклом красуется коллекция куда более интригующих экспонатов — сверкающих кольчуг, богатырских шлемов, острых бердышей и боевых наконечников от стрел и копий. «Что значит по сравнению со всем этим военным великолепием какая-то деревяшка! » — пренебрежительно махнёт рукой не посвященный в тайну посоха экскурсант. И ошибётся.

По словам Михаила Урманова, заведующего сектором истории Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, «в экспозиции РИАМЗ «От Руси к России» представлен деревянный, ничем не украшенный посох с Т-образным завершением. Он сделан из довольно толстой яблоневой поросли, вырванной с корнем. В музей посох поступил в апреле 1924 года. Согласно преданию, эта реликвия была дорожным посохом героя Куликовской битвы Александра Пересвета. Вес посоха около 2 кг, высота — 133 см» .

По преданию, богатырь Пересвет перед битвою молился в часовне Димитрия Солунского, располагавшейся в 40 км от Куликова поля и в 7 км от города Скопина. В ней он оставил свой посох. Со временем на этом месте возник монастырь, в котором реликвия и хранилась вплоть до первой четверти XX века.

К местам, где развернулось одно из самых кровавых в ту эпоху сражений, Пересвет вместе со своим собратом Андреем Ослябей пришёл пешком из Троице-Сергиевой лавры. На битву обоих монахов благословил игумен Сергий Радонежский. Чтобы было удобнее в дороге, Пересвет выстрогал из придорожного дерева посох, с которым и прошагал от монастыря до Куликова поля. А перед началом сражения дружин Дмитрия Донского с ордой Мамая по обычаю тех лет состоялся богатырский поединок. Со стороны татаро-монгол вышел батыр Челубей, русские же воины, посовещавшись, выставили самого сильного среди них — Пересвета. Поединок закончился смертельной ничьей: оба участника скончались от ран, полученных в жестокой схватке.

После победы Донского тело инока увезли с поля и похоронили в Московском Симоновом монастыре. А посох берегли словно зеницу ока и на протяжении столетий передавали от одного монастырского настоятеля другому как драгоценную священную реликвию.

ДАР БОГАТЫРЯ ПЕРЕСВЕТА

С тех пор и пошла людская молва, что предмет, принадлежавший некогда монаху-силачу, причисленному Русской православной Церковью к лику святых, обладает некоей таинственной силой. Народное предание гласит, что эта реликвия—заговорённая. Дескать, Александр Пересвет при жизни обладал божьим даром, частица которого снизошла на вещь, с которой он не расставался до самой смерти. Посох словно бы пропитался благотворной аурой, и этот исцеляющий заряд способен держаться в нём на протяжении тысячелетий. Эта энергетика, согласно поверью, способна вылечить человека при прямом (во время прикосновения) и косвенном (при нахождении в непосредственной близости от посоха) контакте.

Что интересно, богатырский артефакт исцеляет далеко не все болезни, а лишь те из них, которые имеют отношение к стоматологии. То есть с грыжей и подагрой к посоху Пересвета подходить бесполезно, но если вас мучает кариес или пульпит — добро пожаловать к древней реликвии.

Почему рязанцы, страдающие от зубной боли, стали связывать свои надежды на выздоровление именно с посохом инока, погибшего на Куликовом поле, сказать сложно. Возможно, эта вера имеет древние корни и связана с именем духовного наставника Александра Пересвета — Сергия Радонежского. Этот особо чтимый на Руси святой считается покровителем детей. А в его день, 18 июля, родители в давние времена читали над малышом особый заговор, помогающий снять боль, когда режутся зубки.

СРЕДСТВО ОТ ЗУБНОЙ ХВОРИ

Самое интересное, что на посохе, ныне хранящемся в музее, если приглядеться, можно увидеть многочисленные отметины и вмятины. Хотите верьте — хотите нет, но это следы зубов, человеческих. Уникальный посох богатыря изрядно... обгрызен. Оказывается, в старину желающие избавиться от зубной лихоманки должны были символически погрызть посох. Люди приходили из дальних селений и прикладывались к реликвии. Конечно, никто специально не желал повредить предмет, принадлежавший самому Пересвету, но поскольку поток желающих был велик, то на посохе неизбежно оставались следы этого экзотического «лечения».

Теперь музейный экспонат, естественно, кусать запрещено. Но всё равно многие верят, что вокруг древнего артефакта существует исцеляющее биополе. Стоит постоять несколько минут рядом — и зубы якобы перестают болеть.

Сперва, услышав о посохе от одной пожилой родственницы, я не поверил, — рассказывает рязанский фотограф и видеооператор Григорий Кольцов. —Но однажды у меня так прихватило зубы, что хоть на стенку лезь! Даже температура до сорока поднялась. Таблетки не помогали. Решил ради интереса сходить и постоять у посоха. И вы знаете, помогло! Боль постепенно стихла. Уже к вечеру ничего не ощущал, а утром встал как огурчик — никаких неприятных ощущений. С тех пор месяца четыре прошло — и никаких признаков болезни. Отродясь не верил в разные бабушкины сказки, но на этот раз, как ни странно, помогло.

С медицинской точки зрения подобный феномен можно объяснить самовнушением, — считает врач-стоматолог рязанской частной клиники Любовь Пряхина. — Случай, известный в медицинской практике. После соответствующего психологического настроя болевые ощущения действительно могут исчезнуть. Я могу допустить, что человеческая вера в чудо бывает столь сильна, что способна блокировать сигналы нервных рецепторов и боль на какое-то время отступит. Другой вопрос, что консультация у специалиста всё-таки необходима. Чудо-посох — это, конечно, хорошо, но с визитом к стоматологу лучше не тянуть.

Антон Калашников

Газета «Панорама города», №47 (704) 2009 г.

Чудо-посох Пересвета из Рязанского кремля
Метки: Разделы: 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Интересное

Вход на сайт

Разделы

Альбомы

Гаврилов Посад
03.11.2014
Валерий
Старые фотографии Тулы
14.11.2013
admin
Старые фото Тобольска
13.04.2012
писарь

Очепятка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Опрос

Нужен ли, на ваш взгляд, общероссийский краеведческий сайт?:

Реклама